мишель
Заявление Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет
Тема этой встречи - «Люди перед политикой» - это призыв мобилизовать энергию и убежденность, чтобы сместить акцент в мире с нынешнего акцента на карательном правоприменении на тот, который подчеркивает благополучие и права людей, употребляющих наркотики.

 

28 апреля 2019 года, Порту, Португалия
 
Председатели, 
президент Сампайо, 
министр Дуарте, 
мэр Порто, 
уважаемые участники дискуссии, 
превосходительства, 
коллеги, друзья, 
активисты по снижению вреда и правозащитники
 
Я рада присутствовать на этом собрании людей, работающих в центре снижения вреда, наркополитики и прав человека.
 
Особенно важно, что мы встречаемся в Португалии, где употребление наркотиков или хранение в личных целях больше не является уголовным преступлением; обмен шприцев и заместительная терапия широко доступны; и многое было сделано для обеспечения лучшего доступа к медицинской помощи для людей, употребляющих наркотики.
 
В центре этих правовых и политических изменений лежит забота о благополучии соответствующих лиц - и, насколько это возможно, - устранение основных факторов, которые способствуют наркозависимости. Результатом стало резкое снижение числа новых ВИЧ-инфекций, смертности от передозировки и тюремного заключения.
 
Так называемая «война с наркотиками» основана на идее, что применение суровых мер в отношении людей, употребляющих наркотики или вовлеченных в торговлю наркотиками, приведет к тому, что употребление наркотиков прекратится. Но из опыта мы знаем, что это просто неправда. После десятилетий такого подхода страны, которые его приняли, уже не стали «свободными от наркотиков». Напротив, ассортимент и количество производимых и потребляемых веществ сегодня больше, чем когда-либо прежде.
 
Сочетание бедности, ограниченных возможностей для маргинализированных и сельских общин и политической нестабильности по-прежнему приводят к высоким уровням предложения и значительному росту смертности, связанной с наркотиками. В период с 2000 по 2015 год число смертельных исходов, связанных с наркотиками, увеличилось на 60%, а в 2015 году число смертельных случаев составило 450 000 человек. Что касается спроса, то политика репрессий фактически препятствовала политике, которая могла бы учитывать некоторые социальные факторы, которые усиливают уязвимость человека по отношению к нему. употребление наркотиков и его вредные последствия.
 
Мы являемся свидетелями продолжающихся, а в некоторых случаях и растущих нарушений прав человека, связанных с мерами контроля над наркотиками. Они включают сообщения о широкомасштабных внесудебных казнях, пытках и насильственных исчезновениях в некоторых странах; применение смертной казни за поведение, связанное с наркотиками, которое в международном праве не считается «наиболее серьезным преступлением»; дискриминационная практика в правоохранительных органах; и произвольное задержание.
 
Криминализация употребления наркотиков лишает людей доступа к лечению и другим медицинским и социальным услугам. Вместе со стигматизирующим отношением и дискриминацией, которые он подпитывает, криминализация также может привести к более высокому уровню рискованной практики инъекций и более высокому риску передозировки из-за необходимости делать инъекции быстро и в небезопасных местах.
 
Криминализация употребления наркотиков также способствует массовому тюремному заключению: число заключенных в настоящее время во всем мире, как сообщается, во все времена достигает десяти миллионов человек, причем каждый пятый заключенный содержится в тюрьме за преступления, связанные с наркотиками, причем большинство из них хранят наркотики для личного пользования. Заключение в тюрьмы большого количества людей в переполненных и недостаточно финансируемых тюрьмах, вероятно, увеличит вероятность того, что они совершат преступления после их освобождения. Тюремное заключение также очень дорого - гораздо менее рентабельно, чем лечение и консультирование. В этом контексте часто представляется несправедливым или несоразмерно суровым наказанием .И хотя тюрьмы представляют собой среду высокого риска для передачи вирусов, передающихся через кровь, в тюрьмах обычно предлагается еще меньше услуг по снижению вреда, чем в общине, что усугубляет риск причинения вреда здоровью.
 
Меры по снижению вреда были признаны необходимыми для людей, употребляющих наркотики - Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, Советом по правам человека, Всемирной организацией здравоохранения, ЮНЭЙДС и многочисленными договорными органами и специальными докладчиками по правам человека.
 
Ваши Превосходительства, 
правительства должны защищать и улучшать благосостояние общества. И когда набор политик явно не в состоянии достичь своих целей, пришло время изменить их.
 
Как показывает пример Португалии, политика, основанная на фактических данных и основанная на заботе об общественном здравоохранении и правах человека, более эффективна в отношении как предложения наркотиков, так и спроса на них, а также их наиболее разрушительного воздействия на общество.
 
В 2001 году в Португалии был самый высокий в Европе показатель распространенности ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков. Президент Сампайо и мой коллега генеральный секретарь Антониу Гутерриш, тогдашний премьер-министр Португалии, в том же году представили неуголовные ответы на хранение наркотиков для личного пользования. Большие ресурсы были выделены на профилактику, лечение, включая меры по снижению вреда, и программы по реинтеграции людей, употребляющих наркотики, в общество. Показатели всех венерических заболеваний резко снизились. Общие показатели употребления наркотиков снизились. В Португалии сейчас один из самых низких показателей смертности от употребления наркотиков в Европе.
 
Ваши Превосходительства, Коллеги и Друзья, 
Если смотреть конкретно на программы снижения вреда, доказательства очевидны. Там, где они существуют и получают адекватное финансирование, они заметно преуспели в снижении вреда здоровью и благополучию людей, употребляющих наркотики.
 
Обмен игл, качественное лечение, образование, консультирование и заменители наркотиков, такие как метадон или наксолин, были эффективными в снижении зависимости, передозировки и распространения ВИЧ и гепатита С.
 
Сообщалось о прогрессе, когда национальные органы власти решили, что употребление наркотиков и зависимость являются проблемой общественного здравоохранения, которая требует лечения, консультирования и медицинского вмешательства.
 
Программы лечения наркомании и консультирования не только намного эффективнее, чем тюрьма, в плане снижения наркозависимости и злоупотребления; они также более экономически эффективны. И они не оказывают огромного социально-экономического воздействия на бедные общины и общины меньшинств, которые мы в настоящее время наблюдаем во многих странах, которые полагаются на дискриминационную полицейскую деятельность и массовые лишения свободы.
 
В марте этого года на министерском сегменте высокого уровня 62-й сессии Комиссии по наркотическим средствам в Вене все государства-члены единодушно выразили обеспокоенность в отношении политики контроля над наркотиками, которая не соответствует международным обязательствам в области прав человека.
 
В ноябре прошлого года Международный комитет по контролю над наркотиками еще раз самым ясным образом подтвердил, что если принятые государствами меры по контролю над наркотиками нарушают международно признанные права человека, они также нарушают международные конвенции о контроле над наркотиками. В июне 2017 года двенадцать агентств ООН опубликовали заявление, в котором рекомендовалось пересмотреть и отменить карательные законы, криминализирующие или иным образом запрещающие употребление наркотиков или хранение наркотиков для личного пользования.
 
С такими убедительными доказательствами и ясным международным консенсусом в пользу правозащитной политики, основанной на правах человека, почему так много людей лишены своих прав как люди, потому что они оказались вовлеченными в употребление наркотиков?
 
Почему во многих странах все еще существуют юридические и политические барьеры для услуг по снижению вреда для жизни, в том числе законы, запрещающие обмен игл и шприцев и опиоидную заместительную терапию?
 
Уважаемые председатели, коллеги и друзья! 
Ввиду присутствия в этой аудитории стольких выдающихся экспертов в области здравоохранения я хочу уделить время обсуждению вопроса о доступе к контролируемым лекарствам - не только для опиоидной заместительной терапии, но и для нужд здравоохранения, не связанных с незаконным употреблением наркотиков.
 
Медицинское использование контролируемых наркотических средств по-прежнему необходимо для облегчения боли и страданий. Важно обеспечить их доступность для таких целей: отказ в облегчении боли может представлять собой жестокое обращение, равносильное пыткам. Также важно обеспечить, чтобы опиоидная заместительная терапия могла помочь людям, которые стали зависимыми от дистанции, от многих опасностей для жизни и здоровья, связанных с незаконными источниками наркотиков.
 
Предоставление лекарств, контролируемых на международном уровне, для медицинских и научных целей было в центре международных конвенций о контроле над наркотиками с момента принятия Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. И я уверен, что все государства-члены способны разработать законодательство, обеспечивающее соблюдение этого требования. жизненно важный элемент права на здоровье.
 
Наряду с чрезмерными ограничениями доступа к опиоидам в нескольких странах, эпидемия опиоидной зависимости в Северной Америке привела к беспрецедентному уровню смертности. Этот кризис был вызван чрезмерным назначением опиоидов врачами.
 
Очевидно, что существует необходимость в хорошо продуманном регулировании и обучении назначению опиоидов, включая мониторинг, чтобы можно было достичь цели адекватного обезболивания. Лечение опиоидной зависимости с помощью программ, направленных на воздержание, вероятно, будет гораздо менее успешным, чем заместительная опиоидная терапия.
 
На сегодняшний день полное воздержание от употребления наркотиков также является основной идеей профилактики во многих странах. Но в качестве лечения или профилактики существует очень мало доказательств того, что это сообщение является эффективным. Честная информация; поощрение умеренности в юношеских экспериментах; и уделение приоритетного внимания безопасности через знания намного более вероятно приведет к положительным результатам - как все государства отметили в итоговом документе Специальной сессии ГА ООН по наркотикам в 2016 году, когда они обязались принять эффективные, практические и основанные на фактических данных меры профилактики, а также предоставить точную информацию о рисках злоупотребления наркотиками. Для каждой кампании по профилактике и повышению осведомленности также важно пропагандировать не стигматизирующее отношение к людям, употребляющим наркотики.
 
Уважаемые председатели! 
В ряде стран необходимы серьезные реформы для приведения систем уголовного правосудия в соответствие с нормами международного права в области прав человека по вопросам, связанным с употреблением наркотиков.
 
В отношении применения смертной казни наблюдается определенный позитивный сдвиг, в том числе значительное снижение числа зарегистрированных казней за преступления, связанные с наркотиками, с 2015 года. Но за последнее десятилетие за совершение преступления, связанного с наркотиками, было казнено не менее 3940 человек. Я по-прежнему обеспокоен продолжающимся применением смертной казни за правонарушения, связанные с наркотиками, в ряде государств, и предпринимаю шаги по ее повторному введению в других. Тридцать пять государств применяют смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками, в нарушение международного права прав человека. Мы настоятельно рекомендуем государствам внести поправки в свои уголовные кодексы и больше не назначать смертный приговор за любые преступления, в том числе за преступления, связанные с наркотиками.
 
В последние годы мы наблюдаем резкое увеличение числа сообщений о внесудебных казнях людей, которых считают потребителями наркотиков или иным образом вовлеченными в незаконную торговлю наркотиками, и здесь я хочу быть очень ясным. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на надлежащее судебное разбирательство в суде. Любой, кто несет ответственность за убийство такого лица - независимо от того, является ли преступник или ответственные лица агентами государства, - совершает серьезное преступление, которое должно быть расследовано, привлечено к ответственности и наказано.
 
Люди, употребляющие наркотики, также часто подвергаются произвольному задержанию или злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. Центры принудительного содержания под стражей от наркотиков не соответствуют законодательству о правах человека, часто связаны с многочисленными формами нарушений прав человека, и они требуют всестороннего пересмотра и замены добровольными услугами в обществе. Мы также часто получаем сообщения о том, что полиция требует от людей, употребляющих наркотики, денег или секса в обмен на то, что их не арестовывают. Члены общин меньшинств, лица африканского происхождения или представители ЛГБТ также могут стать жертвами дискриминационной полицейской деятельности в нарушение прав человека.
 
Люди не теряют своих прав человека, потому что они употребляют наркотики. Они имеют такие же права, как и все мы: на здоровье и на жизнь; недискриминации; на свободу от произвольного ареста и задержания; и к свободе от пыток и других форм жестокого обращения, среди прочего.
 
Важно обеспечить, чтобы политика и программы в области наркотиков учитывали конкретные обстоятельства, с которыми сталкиваются женщины и девочки в этом контексте. К ним относится очень резкое увеличение числа женщин в тюрьмах во многих странах, что часто связано с ростом числа женщин, заключенных в тюрьму за преступления, связанные с наркотиками, хотя во многих случаях их роль была ненасильственной и относительно незначительной. Высокий уровень их осуждений может быть отчасти обусловлен неспособностью обеспечить отправление правосудия с учетом гендерных факторов с учетом таких факторов, как относительный недостаток доступа женщин к эффективному юридическому представительству; бедность и гендерное насилие.
 
Ваши превосходительства, В 
прошлом году 31 руководитель учреждений и организаций системы ООН принял общую позицию системы ООН, чтобы обеспечить скоординированную поддержку государствам-членам в вопросах прав человека, верховенства закона, общественного здравоохранения, развития и безопасности в контексте наркотиков. Он стремится содействовать профилактике и лечению, включая снижение вреда; и усилить действия органов правосудия и правоохранительных органов, направленные на то, чтобы остановить организованную преступность и защитить, а не преследовать людей, употребляющих наркотики.
 
Я настоятельно призываю государства-члены, гражданское общество, работников здравоохранения и других лиц поддержать работу Координационной целевой группы ООН по переориентации политики в области лекарственных средств на подход общественного здравоохранения.
 
Людям, попавшим в ловушку наркозависимости, нужна помощь в восстановлении их жизни. Государственная политика не должна стать большей угрозой для их благополучия, чем наркотики, которые они употребляют: непропорциональные и несправедливые наказания могут лишь усилить их страдания и привести к более глубокой маргинализации и нищете.
 
Я не сомневаюсь, что принципиальная и всеобъемлющая политика, которая уважает достоинство, права человека и справедливость, сократит как спрос, так и предложение; беречь здоровье; и - как предусмотрено в итоговом документе ССГАООН-2016 по мировой проблеме наркотиков - содействовать достижению целей в области устойчивого развития.
 
Они также помогут создать более уважительные системы управления и правосудия, а также общества и могут помочь устранить некоторые из глубоких человеческих страданий и травм, которые так часто можно обнаружить в опыте людей, которые становятся зависимыми от наркотиков.
 
Мы с вами в этой борьбе.
 
Спасибо.

Поделиться новостью