33 года назад, 26 апреля 1986 года, на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики. В результате взрыва на ЧАЭС воздействию радиации подверглись почти 8,4 млн человек, проживавших на значительных участках территории СССР, которые в настоящее время входят в состав Беларуси, Украины и России. 26 апреля в ООН отмечают Международный день памяти о чернобыльской катастрофе.

Чернобыльская ядерная катастрофа

Чернобыльская атомная электростанция, 26 апреля 1986 года, — плановое выключение реактора, длившееся 20 секунд, казалось обычной проверкой электрооборудования.

Однако спустя несколько секунд в результате резкого скачка напряжения произошел химический взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов.

По оценкам, общая мощность взрыва более чем в 100 раз превышала мощность ядерного оружия, примененного в ходе второй мировой войны. Взрыв был настолько мощным, что загрязнение распространилось на значительные участки территории Советского Союза, которые в настоящее время входят в состав Беларуси, Украины и России. Если бы взорвались остальные три блока РБМК, то высокий уровень радиоактивного загрязнения распространился бы и через Ла-Манш.Чернобыль

По официальным сообщениям, сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 600 000 ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Загрязнению подверглось около 155 000 кв. км территории, что составляет почти половину общей площади территории Италии. Сельскохозяйственные угодья площадью почти 52 000 кв. км, а это больше чем площадь территории Дании, подверглись загрязнению цезием-137 и стронцием-90 с периодом полураспада в 30 и 28 лет, соответственно.

Деятельность ООН по ликвидации последствий

В течение первых четырех лет после чернобыльской аварии советские власти пытались бороться с последствиями взрыва в основном на национальном уровне.

Без поддержки советского руководства ООН и ее партнеры изыскали пути оказания безотлагательной помощи, которая включала оценку ядерной безопасности и экологических условий в зараженном районе, а также диагностику различных заболеваний, вызванных аварией. ООН также уделяла значительное внимание информированию жителей этого района, распространяя сведения о том, как можно уберечься от радионуклидов, содержащихся в окружающей среде и сельскохозяйственных продуктах.

Считается, что 1990 год является поворотным моментом в истории участия ООН в деле восстановления после чернобыльской аварии. Правительство Советского Союза признало потребность в международной помощи. В результате этого Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 45/190, в которой содержался призыв к «международному сотрудничеству в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции». В этой резолюции одному из заместителей Генерального секретаря было также поручено выполнять функции координации сотрудничества в связи с чернобыльской аварией, и содержался призыв к учреждению межучрежденческой целевой группы.

Четырехсторонний координационный комитет в составе министров Беларуси, Украины, России, а также Координатора ООН по чернобыльской аварии стал частью координационного механизма на уровне министров.

В 1992 году, спустя год после создания Целевой группы, Департамент по гуманитарным вопросам, который в 1997 году называется Управлением по координации гуманитарной деятельности, приступил к координации международного сотрудничества в связи с чернобыльской аварией. В 1991 году под руководством УКГД был создан Чернобыльский целевой фонд для содействия мобилизации финансовых взносов. УКГД приступило к управлению деятельностью по решению целого ряда различных задач и осуществлению функций, включающих разработку стратегии и стимулирование мобилизации ресурсов, информационно-разъяснительную работу и распределение поступающих от доноров средств.

С 1986 года организации системы ООН, крупные неправительственные организации и фонды осуществили свыше 230 различных проектов, связанных с проведением исследований и оказанием помощи в следующих областях: здравоохранение, ядерная безопасность, включая строительство саркофага, социально-психологическая реабилитация, экономическое восстановление, окружающая среда и производство чистых продуктов и информация.

Со временем стало ясно, что задача оздоровления окружающей среды и улучшения состояния здоровья неразрывно связана с вопросами развития. В 2001 году Программа развития ООН (ПРООН) и ее региональный директор по трем пострадавшим странам (Россия, Украина и Беларусь) стали частью координационного механизма чернобыльского сотрудничества. В следующем году Организация Объединенных Наций объявила, что стратегия будет пересмотрена, и основное внимание будет уделяться не чрезвычайной гуманитарной помощи, а долгосрочной деятельности в сфере развития.

В целях внесения ясности в не решенные до сих пор вопросы и сохранения внимания мировой общественности к Чернобылю ООН выступила с рядом новых инициатив.

Финансируемый Швейцарией веб-сайт по Чернобылю Chernobyl.info является независимым форумом по чернобыльской проблеме. Чернобыльский форум, который был создан по инициативе МАГАТЭ, имеет целью формирование единого мнения по целому ряду спорных вопросов, таких, как последствия аварии для состояния здоровья населения и необходимость новых исследований по чернобыльской проблеме. Инициатива создания Международной научно-исследовательской и информационной сети по Чернобылю (МНИСЧ), с которой выступили УКГД и Швейцарское агентство в поддержку развития и сотрудничества, направлена на расширение сотрудничества с Чернобыльским форумом и способствует сбору и распространению информации, а также организации новых исследований по Чернобылю.

Безопасно ли выходить из дома, можно ли пить воду, можно ли потреблять местные продукты?

Согласно официальным данным, радиоактивному облучению подверглись почти 8 400 000 жителей Беларуси, Украины и России, что превышает численность населения Австрии.

Первые сообщения поступили лишь на третий день после чернобыльского взрыва. После этого власти Швеции сопоставили карту повышенных уровней радиации в Европе с направлением ветра и объявили всему миру, что где-то в Советском Союзе произошла ядерная авария. До заявления Швеции советское руководство проводило чрезвычайные операции по борьбе с пожарами и расчистке, однако предпочло не сообщать об аварии и ее истинных масштабах. Ни одна легитимная авторитетная инстанция не смогла немедленно взять ситуацию под контроль и дать ответы на такие вопросы, как, безопасно ли выходить из дома, можно ли пить воду, можно ли потреблять местные продукты. Если бы население было раньше проинструктировано о мерах защиты, то это, вероятнее всего, позволило бы ему избежать воздействия некоторых радионуклидов, таких, как йод-131, который вызывает рак щитовидной железы. Если бы эвакуация была проведена раньше, то это позволило бы спасти людей от воздействия йода-131 в течение 8–16 дней после выброса, когда он представляет наибольшую опасность.

Почти 404 000 человек были переселены, однако миллионы по-прежнему живут в условиях, когда сохраняющееся остаточное воздействие создает целый ряд опасных последствий.

Точка зрения ученых

Некоторые ученые трех стран считают, что фактические масштабы загрязнения являются в 3–4 раза более значительными в свете новых оценок, согласно которым в результате аварии на чернобыльском реакторе в окружающую среду было выброшено 65–80 процентов радионуклидов, а не 3,5 процента.

Подвергается широкой критике и в настоящее время пересматривается официальный подход к вопросам определения зоны, в соответствии с которым загрязненная территория и индивидуальные дозы определялись в зависимости от плотности отложения радионуклидов. Кроме того, никто не в состоянии предсказать генетические и другие долгосрочные медицинские последствия аварии.

Необходимо провести новые исследования для изучения последствий радиоактивного загрязнения за период в 10–20 лет. Новые исследования, основанные на современных научных знаниях, позволят получить информацию, которая может способствовать излечению связанных с Чернобылем заболеваний и оказанию помощи в сельскохозяйственном развитии загрязненных районов.

В 1991 году пострадавшие страны просили выделить почти 646 млн. долл. США на осуществление 131 проекта, однако получили лишь 8 млн. долл. США. В 1997 году были представлены просьбы о выделении 90 млн. долл. США на осуществление 60 проектов. Взносы были объявлены лишь на сумму в 1,5 млн. долл. США. Безусловно, в районе, пострадавшем от чернобыльской аварии, предстоит еще многое сделать. Поступающие взносы пока не позволяют удовлетворять существующие потребности. /www.un.org/

Поделиться новостью