"COVID-19 является тестом для нашего общества, мы все учимся и адаптируемся, реагируя на вирус. Человеческое достоинство и права должны быть в центре этих усилий, а не тем, о чем вспомнят в последнюю очередь"

Верховный комиссар ООН по правам человека, Мишель Бачелет

Как не забыть про права человека, защищая здоровье своих граждан? Одинаково ли пандемия сказывается на всех людях? Как гарантировать право человека на карантине? А в тюрьме? Мы разработали ряд рекомендаций, чтобы меры реагирования на пандемию COVID-19 учитывали потребности всех людей и полностью соответствовали правам человека.


ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА КАРАНТИНЕ


prava cheloveka na karantine

Unsplash.com

    • Согласно международному праву, меры, ограничивающие свободу передвижения и другие права, должны быть соразмерными, ограниченными во времени, предпринятыми для законных целей, строго необходимыми и недискриминационными. Тем не менее, карантин, который ограничивает право на свободу передвижения, может быть оправдан в нынешних обстоятельствах.

    • Карантин должен вводиться на основе безопасных и уважительных действий, и, по возможности, должен быть добровольным. Права тех, кто находится на карантине, должны уважаться и защищаться: право на питание, право на гуманное обращение, право на здоровье, право на информацию, право на доступ к питьевой воде и свободу религии или убеждений, а также свобода выражения мнений.

    • Те, кто страдает от текущих заболеваний (ВИЧ/СПИД, диабет, психические заболевания и т. д.) или имеют другие конкретные медицинские потребности, включая лиц, пользующихся услугами опиоидно заместительной терапии (ОЗТ) и сервисами по снижению вреда, должны и далее получать адекватное лечение.

  • Даже в случае закрытия границ или других ограничений свободы передвижения, должно быть полностью гарантировано право искать и получать убежище.

ПАНДЕМИЯ И УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ


pandemiya

UNICEF

    • Среди наиболее уязвимых во время пандемии COVID-19 - люди с низким уровнем дохода, изолированное сельское население, люди с текущими заболеваниями, люди с инвалидностью, лица без определенного места жительства, пожилые люди, живущие одни или в социальных учреждениях, мигранты с ограниченным доступам к услугам здравоохранения, лица, ищущие убежище, беженцы, лица без гражданства, дети, лица, потребляющие наркотики и другие люди, нуждающиеся в помощи.

    • Власти должны учитывать потребности лиц без определенного места жительства, принимая во внимание, что им может быть очень сложно прибегнуть к мерам социальной изоляции. Любые действия, направленные на удовлетворение их потребностей, не должны носить карательный характер, и должны следовать принципу защиты их права на здоровье.

    • Особое внимание следует уделять потребностям пожилых людей, особенно тех, кто живет один или испытывает плохое самочувствие, связанное со снижением когнитивных функций/деменцией или другими психическими заболеваниями. Пожилые люди должны получать точную и доступную информацию о вспышке COVID-19 и, при необходимости, должны быть проинструктированными о том, как использовать защитные средства (маски, дезинфицирующие средства), как заказать еду в Интернете и т. д.

    • В отношении детей властям следует обеспечить: наличие опекунов, осуществляющих уход, в случае, если один из родителей или другой основной попечитель госпитализирован; наличие всесторонней психосоциальной поддержки для госпитализированных детей; разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях для детей, которые сталкиваются с длительными периодами отсутствия формального образования; где это уместно, исходя из возраста и наличия технологий, следует обеспечить продолжение уроков, используя дистанционные IT-решения, чтобы дети могли продолжать учиться и пользоваться возможностями системы образования.

  • «Самоизоляция» может привести к потере заработной платы и работы, что может оказать долгосрочное влияние на средства к существованию и жизни людей. Правительства должны быть готовы реагировать различными способами на непреднамеренные последствия своих действий, направленных на уменьшение распространения инфекции. Бизнесы также должны играть определенную роль, в том числе гибко реагировать на неблагоприятное воздействие пандемии на своих сотрудников.

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ COVID-19


COVID-19

UN Photo

    • Женщины и мужчины могут быть по-разному затронуты экономическими и социальными последствиями карантина и мерами «социального дистанцирования». Особое внимание следует уделять женщинам и другим лицам, которые могут стать жертвами или подвергнуться риску домашнего насилия, поскольку карантин и аналогичные меры повышают их уязвимость. Вынужденное длительное нахождение в закрытом пространстве с абьюзером подвергает жертв домашнего насилия еще большему риску, поскольку у тех не остается времени на даже небольшую передышку.

  • Забота о детях и пожилых считается традиционно «женской» обязанностью. Она становится особенно актуальной, когда закрываются школы и детские сады, а также необходимо проявлять заботу о пожилых людях. Это может препятствовать карьерному росту и самореализации женщин и в ситуации стабильности, а в эпоху пандемии становится вдвойне невыгодной. Женщины вынуждены брать отпуска за свой счет и могут потерять из-за этого работу.

ЛИЦА, ЛИШЕННЫЕ СВОБОДЫ


lishenie svobodi

Unsplash.com

    • Власти должны гарантировать обеспечение безопасности лиц, лишенных свободы, путем принятия мер, которые предотвратят распространение вируса в местах содержания под стражей и лишения свободы. Переполненность мест лишения свободы является дополнительным фактором риска распространения заболевания.

    • Задержанным лицам должен быть обеспечен надлежащий медицинский осмотр как можно скорее после прибытия в пенитенциарное учреждение. Заключенные должны пользоваться теми же стандартами медицинской помощи, которые доступны в обществе. В случае возникновения вспышки коронавируса в следственном изоляторе власти должны обеспечить соблюдение мер предосторожности для сотрудников и задержанных, с тем чтобы их права уважались, и чтобы все задержанные имели доступ к медицинской помощи и лечению без какой-либо дискриминации. Для пожилых или больных заключенных в этот период должны быть предусмотрены программы условно-досрочного освобождения, учитывая конкретные риски, с которыми они сталкиваются.

    • В целом, альтернативы тюремному заключению следует рассматривать как способ снижения рисков для здоровья, связанных с пандемией COVID-19.

    • Несмотря на то, что ограничения посещений людей, находящихся под стражей, могут быть законными для предотвращения вспышек COVID-19, властями, принимающим такие меры, должна быть озвучена комплексная и прозрачная политика принятия решений. Но необходимо учитывать, что визиты имеют важное значение для психического благополучия лиц, содержащихся под стражей, и помогают снизить уровень насилия. Кроме того, ограничение визитов законных представителей может повысить уровень беспокойства и оказать влияние на право на справедливое судебное разбирательство.

  • Визиты должны быть заменены расширенными средствами и возможностями контакта с внешним миром, например, по телефону, электронной почте или через видеозвонки.

СВОЕВРЕМЕННАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, А ТАКЖЕ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ


neprikosnovennost chastnou zizni

Unsplash.com

    • Вспышка и реагирование на COVID-19 сопровождаются массивной «инфодемией», которая затрудняет поиск надежных источников и рекомендаций. Крайне важно, чтобы власти были полностью прозрачными в своих действиях и предоставляли доступ к надежной, основанной на фактах и постоянно обновляемой информации как в режиме онлайн, так и в офлайн доступе.

  • При сборе данных и информации, в том числе личных данных, с целью уменьшения распространения инфекции, власти должны обеспечить принятие мер, которые необходимы и соразмерны только для защиты здоровья населения. Они также должны защищать анонимность и конфиденциальность личных данных, включая конфиденциальную информацию о здоровье людей.

НЕДИСКРИМИНАЦИЯ И СТИГМА


sigma

Unsplash.com

  • Важно проводить мониторинг, анализ и борьбу с дискриминационными инцидентами, связанными с пандемией COVID-19, включая случаи стигмы в отношении людей, страдающих этим заболеванием, выздоровевших людей и членов их семей, врачей, работающих с пациентами с COVID-19, а также представителей определенных расовых, этнических групп или национальных групп

Поделиться новостью