Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по правам ребенка и Комитет по правам инвалидов (далее - «Комитеты») приветствуют созыв Саммита по климатическим действиям Генерального секретаря ООН в сентябре 2019 года с целью мобилизации планов и усилий по укреплению целей по сокращению выбросов.

Мы настоятельно призываем все государства учитывать свои обязательства в области прав человека при пересмотре своих климатических обязательств.

Комитеты также приветствуют работу международного научного сообщества по дальнейшему изучению последствий изменения климата и поиску решений, которые могут способствовать предотвращению наиболее опасных последствий изменения климата. Комитеты приветствуют, в частности, доклад, выпущенный в 2018 году Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК), касающийся глобального потепления на 1,5 °C.

В этом докладе подтверждается, что изменение климата представляет значительный риск для осуществления прав человека, защищаемых Международной конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенцией о защите прав человека, Международной конвенцией по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Международной конвенцией о правах инвалидов. Отрицательные воздействия, указанные в докладе, угрожают, среди прочего, праву на жизнь, праву на достаточное питание, праву на достаточное жилище, праву на здоровье, праву на воду и культурным правам.

Эти негативные последствия также проиллюстрированы ущербом, нанесенным экосистемам, который, в свою очередь, влияет на осуществление прав человека. Риск причинения вреда особенно высок для тех групп населения, которые уже находятся в маргинальном или уязвимом положении, имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений или к ресурсам из-за дискриминации и существующего неравенства. Это такие группы как, женщины, дети, инвалиды, коренные народы и лица, проживающие в сельской местности. Дети особенно подвержены повышенному риску причинения вреда своему здоровью из-за незрелости их организма.

Как отражено в Общей рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин 37 (GR), изменение климата и стихийные бедствия по-разному влияют на женщин и мужчин, девочек и мальчиков, причем многие женщины и девочки сталкиваются с непропорциональными рисками и влиянием на их здоровье, безопасность и средства к существованию. Кризисные ситуации усугубляют существовавшее ранее гендерное неравенство, а также усугубляют пересекающиеся формы дискриминации, которые затрагивают находящиеся в неблагоприятном положении группы женщин и девочек, особенно инвалидов, в различной степени, чем мужчин или других женщины. Общая рекомендация также признает, что изменение климата и стихийные бедствия, включая пандемии, влияют на распространение и масштабность новых и вновь возникающих заболеваний. Восприимчивость женщин и девочек к болезням усиливается в результате неравенства в доступе к продовольствию, питанию и медицинскому обслуживанию, а также социальных ожиданий того, что женщины и девочки будут оказывать первую помощь детям, пожилым людям и больным.

Такие неблагоприятные воздействия на права человека уже происходят при потеплении на 1 ° C, и каждое дополнительное повышение температуры будет еще больше подрывать реализацию прав. В докладе МГЭИК четко указывается, что во избежание риска необратимых и широкомасштабных системных воздействий необходимы срочные и решительные действия в области климата.

В докладе МГЭИК также подчеркивается, что адекватные действия по смягчению последствий изменения климата будут иметь значительные социальные, экологические и экономические выгоды. Он также предупреждает о риске социального и экологического ущерба в результате плохо разработанных климатических мер, подчеркивая тем самым важность реализации норм в области прав человека, которые должны применяться на каждом этапе процесса принятия решений в области климатической политики.

Как подчеркивалось в Заявлении Комитета по экономическим, социальным и культурным правам об изменении климата и влиянии на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (2018 г.), правозащитные механизмы призваны сыграть важную роль в обеспечении того, чтобы государства избегали принятия мер, которые может ускорить изменение климата, и чтобы они выделяли максимально доступные ресурсы для принятия мер, направленных на смягчение последствий изменения климата. Следует приветствовать тот факт, что национальные судебные и правозащитные учреждения все активнее участвуют в обеспечении того, чтобы государства выполняли свои обязанности в соответствии с существующими правозащитными инструментами по борьбе с изменением климата.

Женщины, дети и другие лица, такие как инвалиды, не должны рассматриваться только как жертвы или только с точки зрения уязвимости. Они должны быть признаны агентами перемен и важными партнерами в местных, национальных и международных усилиях по борьбе с изменением климата. Комитеты подчеркивают, что государства должны гарантировать свое право человека участвовать в разработке политики в области климата, и, кроме того, учитывая масштабы и сложность климатической проблемы, государства должны обеспечить всеобъемлющий подход с участием идей, энергии и изобретательности всех заинтересованных сторон.

Комитеты приветствуют международное сотрудничество в борьбе с изменением климата под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения, а также национальные обязательства и вклад всех отдельных государств в смягчение последствий изменения климата. Мы также приветствуем мобилизацию со стороны гражданского общества и, в частности, женщин, детей и молодежи, настоятельно призывая правительства предпринять более амбициозные действия в области климата. Однако Комитеты с большой обеспокоенностью отмечают, что нынешние обязательства государств по Парижскому соглашению недостаточны для ограничения глобального потепления до 1,5 ° C и что многие государства не выполняют своих обязательств. Следовательно, государства подвергают свое население и будущие поколения значительным угрозам в сфере защиты прав человека, связанным с повышением температуры.

Обязательства государств в сфере защиты прав человека

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Международной конвенцией о права ребенка и Международная конвенция о правах инвалидов. Государства-участники несут обязательства, включая экстерриториальные обязательства, уважать, защищать и осуществлять все права человека всех народов. Неспособность принять меры для предотвращения предсказуемого вреда для прав человека, вызванного изменением климата, или для регулирования деятельности, способствующей такому вреду, может представлять собой нарушение обязательств государств в области прав человека.

Для того чтобы государства соблюдали свои обязательства в области прав человека и реализовывали цели Парижского соглашения, они должны принять и осуществлять политику, направленную на сокращение выбросов, которая отражает максимально возможные цели, способствует устойчивости к изменению климата и обеспечивает, чтобы государственные и частные инвестиции вели к низким выбросам углерода и устойчивому развитию.

Что касается усилий по сокращению выбросов, то государства-участники должны эффективно содействовать поэтапному отказу от ископаемого топлива, продвижению возобновляемых источников энергии и решению проблемы выбросов в земельном секторе, в том числе путем борьбы с обезлесением. Кроме того, государства должны регулировать деятельность частных субъектов, в том числе возлагая на них ответственность за ущерб, который они наносят как внутри страны, так и за ее пределами. Государствам в качестве меры по смягчению и для предотвращения дальнейшего ущерба и риска следует также прекратить финансовое стимулирование или инвестиции в деятельность и инфраструктуру, которые не соответствуют решениям с низким уровнем выбросов парниковых газов, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными субъектами.

При сокращении выбросов и адаптации к климатическим воздействиям государства должны стремиться бороться со всеми формами дискриминации и неравенства, в том числе поощрять существенное гендерное равенство, защищать права коренных народов и инвалидов и учитывать наилучшие интересы ребенка.

Трудящиеся-мигранты и члены их семей вынуждены переезжать, потому что их государства происхождения не могут обеспечить адекватные условия жизни из-за увеличения гидрометеорологических катастроф, эвакуации районов с высоким риском стихийных бедствий, деградации окружающей среды и вялотекущих стихийных бедствий, исчезновения малых островных государств в результате повышения уровня моря и даже возникновения конфликтов из-за доступа к ресурсам. Миграция является обычной стратегией адаптации человека перед лицом последствий изменения климата и стихийных бедствий, а также единственным вариантом для целых общин, и она должна рассматриваться Организацией Объединенных Наций и государствами как новая причина возникающей миграции и внутреннего перемещения.

В связи с этим государства должны учитывать последствия изменения климата, ухудшение состояния окружающей среды и стихийных бедствий как движущие силы миграции и обеспечивать, чтобы такие факторы не препятствовали осуществлению прав мигрантов и их семей. Кроме того, государствам следует предлагать дополнительные механизмы и временные меры защиты для пребывания трудящихся-мигрантов, перемещенных через международные границы в контексте изменения климата или стихийных бедствий.

При разработке и осуществлении политики в области изменения климата государства также должны уважать, защищать и осуществлять права всех, в том числе путем обязательного соблюдения прав человека и обеспечения доступа к образованию, повышению осведомленности, экологической информации и участия общественности в процессе принятия решений. В частности, государства несут ответственность эффективную защиту прав экологических защитников, включая женщин, защитников окружающей среды из числа коренного населения и детей.

Международное сотрудничество

В рамках международной помощи и сотрудничества в сфере реализации прав человека государства с высоким уровнем доходов должны также поддерживать усилия по адаптации и смягчению последствий в развивающихся странах, содействуя передаче экологически чистых технологий и финансированию смягчения последствий изменения климата и адаптации. Кроме того, государства должны добросовестно сотрудничать в разработке глобальных ответных мер, касающихся ущерба, связанного с климатом, и ущерба, понесенного наиболее уязвимыми странами, уделяя особое внимание защите прав тех, кто подвергается особому риску климатического вреда, и решению разрушительных последствий, в том числе для женщин, детей, инвалидов и коренных народов.

Роль Комитетов

В своей дальнейшей работе Комитеты будут продолжать следить за последствиями изменения климата и климатических бедствий для держателей прав, защищаемых в соответствии с соответствующими договорами, и предоставлять государствам рекомендации относительно того, как они могут выполнять свои обязательства по этим документам, в частности, в отношении смягчения последствий и адаптации к изменению климата.