ООН В БЕЛАРУСИ :  english
 
www.ilo.org
   
 

Новости

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

МОТ В БЕЛАРУСИ

ТЕХ. СОТРУДНИЧЕСТВО

ПУБЛИКАЦИИ

КОНТАКТЫ



Поиск по сайту
 
ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work


Вестник Субрегионального бюро МОТ в Москве





Governing Body: 297th. Session


 
 Техническое сотрудничество МОТ и Республики Беларусь 

Вся деятельность Международной организации труда основывается на следующих четырех стратегических целях организации:

  1. Продвижение и реализация норм и фундаментальных принципов и прав на рабочем месте.
  2. Создание лучших возможностей получения достойной работы и дохода для женщин и мужчин.
  3. Расширение границ и эффективности социальной защиты для всех.
  4. Усиление трипартизма и социального диалога.

Программа сотрудничества между МОТ и Беларусью на 1999-2000 годы, подписанная в Минске Директором Бюро МОТ в Москве и представителями правительства и наиболее влиятельных организаций социальных партнеров страны, базировалась на вышеуказанных стратегических целях МОТ. Исходя из интересов страны, к основным приоритетам в данной Программе отнесены: содействие развитию демократии в социально–трудовых отношениях, совершенствование системы социального партнерства в стране, улучшение законодательной базы в социально–трудовой сфере.

Большое внимание уделено также вопросам борьбы с бедностью посредством содействия экономическому развитию страны, что включает в себя обеспечение занятости, развитие предприятий, повышение уровня жизни. Особый блок вопросов включал в себя защиту трудящихся в связи с совершенствованием системы заработной платы, проведением политики безопасности труда на рабочем месте, а также реформированием системы социальной защиты, включая ее пенсионный компонент.


Стратегическая цель I. Продвижение и реализация норм и фундаментальных принципов и прав на рабочем месте

Беларусь находится в числе лидирующих стран–участниц МОТ по количеству ратифицированных Конвенций. Беларусь ратифицировала все семь основных Конвенций МОТ, составивших специальную Декларацию, принятую Международной конференцией труда в 1998 году. Это Конвенции об упразднении принудительного труда, о недискриминации в трудовой сфере, о свободе объединения социальных партнеров в ассоциации и о проведении коллективных переговоров, о минимальном возрасте приема на работу, об охране труда на предприятиях.

Во время выполнения Программы сотрудничества с помощью экспертов МОТ Республика Беларусь дополнительно к 44 ратифицированным ранее ратифицировала конвенции МОТ № 155 (о безопасности труда и гигиене, 1981 год) и № 182 (о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, 1999 год). Начата подготовительная работа и по ратификации Конвенции № 167 (о безопасности и гигиене труда в строительстве, 1988 год).

При непосредственной консультационной поддержке МОТ в стране разработан новый Трудовой. Вступивший в силу с 1 января 2000 года новый Трудовой кодекс Республики Беларусь в достаточной мере отражает основные права трудящихся в соответствии с вышеупомянутыми базовыми Конвенциями МОТ.

Вопросы дальнейшего развития трудового законодательства в соответствии с Конвенциями МОТ были обсуждены на национальном трехстороннем семинаре (Минск, 2000), проведенном с участием ведущих экспертов МОТ. Семинар принял соответствующие Рекомендации, определившие ближайшую перспективу развития трудового законодательства в соответствии с Конвенциями МОТ при принятии решений правительством и социальными партнерами.

Стратегическая цель II. Создание лучших возможностей получения достойной работы и дохода для женщин и мужчин

При финансовой поддержке МОТ выполнено микроисследование реальных условий рынка труда и ситуации с занятостью в Республике Беларусь. Это позволило правительству и социальным партнерам провести в стране ряд мероприятий в соответствии с ратифицированной Конвенцией № 122 (о политике в области занятости, 1964 год).

На семинаре «Экономически неактивные трудовые ресурсы и мотивация труда» (Минск, 1999 год) при участии консультативной миссии Бюро статистики МОТ в числе прочих был рассмотрен важный вопрос улучшения информационных систем рынка труда в Беларуси.

Разрабатывалась также тема социально ответственной реструктуризации предприятий. В частности, для повышения квалификации локальных специалистов по реструктуризации проведен семинар (Минск, 2000), в Туринском образовательном центре МОТ подготовлены два специалиста для проведения социально ответственной реструктуризации предприятий в стране. К настоящему времени при консультативной поддержке МОТ проведена реструктуризация двух белорусских предприятий.

При выполнении Программы сотрудничества уделялось внимание решению в Республике Беларусь гендерных вопросов. В связи с этим при финансовой поддержке МОТ было проведено исследование гендерных проблем в стране и путей их решения. Трехсторонняя делегация Беларуси участвовала в международном семинаре «Гендерный аспект в проектах технического сотрудничества в социально–трудовой сфере» (Санкт–Петербург, 2000). На семинаре рассматривались характерные для Беларуси гендерные проблемы " женская занятость, равенство в доходах, проблема «стеклянного потолка».

Большое значение для смягчения последствий безработицы имели результаты проекта, нацеленные на подготовку и переподготовку незанятого населения с использованием специально разработанного в МОТ принципа модульного обучения.

Проект МОТ (BYE/96/M01/FRG) «Развитие модульных систем обучения в Республике Беларусь» реализуется с февраля 1997 года при финансовой поддержке правительства Германии (в течение первого года реализации) и далее непосредственно МОТ.

Проект призван способствовать социально–экономическому развитию республики путем разработки и внедрения гибкой и эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для национальной экономики. Получателем проекта являются Министерство труда Республики Беларусь и его структурное подразделение — Комитет по занятости населения.

Сотрудничающей стороной является Министерство образования Республики Беларусь, его региональные органы, подведомственные организации и учебные заведения.

За время реализации на конкурсной основе был подобран и подготовлен национальный персонал и создана инфраструктура проекта с офисом в Минске и региональными центрами в гг. Минске, Мозыре, Витебске и Бресте.

Создана национальная компьютерная информационная сеть проекта. Основой ее является локальная вычислительная сеть в офисе проекта с выходом в Интернет и возможностями удаленного доступа пользователей из региональных центров. На базе локальной вычислительной сети создан и функционирует компьютеризированный комплекс для изготовления и тиражирования модульных программ и материалов, разработана и реализована структура компьютеризированного банка данных.

Около 150 национальных специалистов обучены методике разработки модульных программ и организации на их основе профессионального обучения безработных. Подготовку по концепции модульного обучения МОТ прошли более 30 руководителей и специалистов из отраслей национальной экономики страны.

Более 15 модульных учебных программ (свыше 720 учебных элементов в национальном банке данных проекта) по профессиям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда, находятся на различных стадиях разработки и внедрения в процесс профессионального обучения безработных. Начато экспериментальное внедрение разработанных модульных учебных материалов в процесс профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. Развернута также подготовка к широкомасштабному внедрению модульных технологий в профессиональное обучение.

В настоящее время проектом взята ориентация на разработку программ по прикладному искусству и народным промыслам и ремеслам. Примером таких программ являются: «Соломоплетение и инкрустация соломкой», «Макраме», «Низание бисером», «Лозоплетение». Программы по прикладному искусству и народным промыслам и ремеслам имеют большую практическую ценность для самозанятости, в особенности для категорий безработных, не способных на равных конкурировать на рынке труда (инвалиды, женщины, матери–одиночки и др.).

Проект выступил с инициативой по содействию профессиональной подготовке кадров для регионов, пострадавших в результате Чернобыльской аварии. В частности, речь идет о Полесском государственном радиационно–экологическом заповеднике и депрессивных зонах в Гомельской, Брестской и Могилевской областях Беларуси. Начата разработка модульных программ профессионального обучения специалистов лесной охраны и егерской службы заповедника.

Перспективным достижением проекта является создание специалистами Мозырского регионального центра развития модульного обучения программы для профессии «Соломоплетение и инкрустация соломкой» с использованием инструментальной системы MediaTor. На основе этой модульной программы начата разработка обучающей тестирующей мультимедийной программы для безработных с ориентацией на подготовку к самозанятости (включая подготовку через Интернет).

Большой интерес у партнеров проекта вызывает находящаяся в настоящее время в разработке модульная программа по медико–профессиональной реабилитации инвалидов.

Штаб–квартирой МОТ подготовлены предложения по второй фазе проекта. На второй фазе предусматривается переход проекта в режим самофинансирования. В рамках реализации второй фазы проекта планируется дальнейшая разработка модульных программ и учебных материалов и организация на их основе профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации как безработных и незанятого населения, так и специалистов отраслей национальной экономики, в том числе повышения квалификации специалистов Государственной службы занятости. Для этого будет осуществляться подготовка новых разработчиков учебных программ и материалов, организаторов модульного обучения, а также расширение сети региональных и базовых центров по развитию модульной системы обучения; совершенствоваться и развиваться национальная компьютерная сеть и банк данных проекта.

В октябре 2001 года в Харькове (Украина) Московским Бюро МОТ была организована субрегиональная (СНГ) конференция по модульному обучению, на которой был рассмотрен опыт Беларуси в разработке программ подготовки безработных.

Стратегическая цель III. Расширение границ и эффективности социальной защиты для всех

В обширный перечень вопросов социальной защиты входят безопасность труда на рабочем месте, социальное обеспечение, включая пенсионное, собственно социальная защита (условия труда, политика заработной платы) и ряд других вопросов.

Бюро МОТ в Москве осуществило несколько проектов, направленных на оказание помощи странам в регионе в разработке мер по эффективному устранению опасных или неудовлетворительных условий труда. Главный проект, предпринятый в 1999"2000 годах, это перевод 4–го издания «Энциклопедии МОТ по безопасности и гигиене труда», полный текст которой размещен в Интернете. В русскоязычных странах, включая Беларусь, распространены компакт–диски этого издания. В апреле 2001 года был издан и первый том печатной версии Энциклопедии. Кроме того, в рамках проекта ДАНИДА–МОТ о развитии информационной сети для русскоязычных стран по охране и гигиене труда Бюро МОТ в Москве помогло создать такую сеть, которая в настоящий момент охватывает 67 национальных центров по охране и гигиене труда.

Составлены и размещены в Интернете специальные базы международных карт химической безопасности и международных описаний опасных профессий на русском языке. Бюро МОТ в Москве опубликовало также ряд практических руководств и справочников по охране и гигиене труда в опасных условиях.

В рамках Программы сотрудничества был проведен семинар (Минск, 1999) по безопасности труда и гигиене на малых и средних предприятиях. В ноябре 1999 года в Беларуси основан Республиканский информационный центр по гигиене и безопасности труда на малых и средних предприятиях.

При финансовой поддержке МОТ в Беларуси проведены микроисследования по политике заработной платы, доходов и минимальных социальных гарантий, включая проблему профилактики бедности. Результаты этих исследований и соответствующие рекомендации представлены правительству Беларуси и социальным партнерам.

Проект ПРООН/МОТ «Борьба с бедностью через содействие в развитии самозанятости на основе приносящих доход видов деятельности» выполнялся в течение двух лет и был завершен летом 2000 года. Цель проекта - выработка одного из важнейших инструментов проведения активной политики на рынке труда республики на основе развития самозанятости отдельных категорий людей. В первую очередь это безработные, матери–одиночки, представители иных слоев населения, которые не являются конкурентоспособными на рынке труда. Причем политика на рынке труда разрабатывалась с учетом правовых и других особенностей Республики Беларусь, с использованием технологии МОТ по организации самозанятости.

Реализация проекта проводилась в два этапа: на первом условия для самозанятости создавались в двух пилотных районах — Чаусском и Новогрудском. На втором этапе осуществлялись применение и апробация технологии самозанятости в 15 других районах Беларуси. В двух пилотных районах были отобраны две группы безработных по 6 человек, которые изъявили желание заняться бизнесом по предлагаемой методике. В первую очередь они были обучены основам предпринимательства и разработке бизнес–планов, основам бухгалтерского учета.

Из представленных бизнес–планов были отобраны те, которые подразумевали использование местных ресурсов и местный спрос на тот или иной разрабатываемый товар или поставляемую услугу. Те, кто смогли защитить свои бизнес–планы, получили финансовую поддержку и льготы. Эти предприниматели в свою очередь стали нанимателями, содействуя, таким образом, борьбе с безработицей.

Проект «Поддержка пенсионной реформы в Республике Беларусь», который финансировался ПРООН в Республике Беларусь, был реализован совместно с Бюро Международной организации труда в Москве и Министерством социальной защиты Республики Беларусь. Проект выполнялся с марта 1999 года по март 2001 года. Большое значение в получении положительных результатов в Проекте имело создание на трипартитной основе специального Консультативного совета, на котором рассматривались все принципиальные вопросы выполнения проекта. В связи с этим следует особо отметить роль данного проекта в инициации и поддержании социального диалога между представителями государства, работников и работодателей по вопросам проведения пенсионной реформы.

Консультативный совет, действовавший в рамках проекта, отличался высоким уровнем представительства социальных партнеров. Работа Совета способствовала достижению согласованности и взаимопонимания как на межведомственном уровне, так и с социальными партнерами, что потенциально может облегчить процесс принятия закона и проведение пенсионной реформы.

Вследствие структурных преобразований экономики вопросы уровня пенсионного обеспечения в Беларуси приобрели особую актуальность. Несомненно, нынешний относительно низкий уровень обеспечения 2,5 млн пенсионеров страны обусловлен воздействием, в первую очередь, именно макроэкономических причин. К ним относятся: невысокая оплата труда занятых в экономике; инфляция; уменьшение пропорции плательщиков страховых взносов и пенсионеров; неблагоприятное развитие демографических процессов и т.д. Однако не последнюю роль играют проблемы, связанные с собственно организацией пенсионной системы, что не позволяет преодолеть дисбаланс между экономическими возможностями государства и его социальными обязательствами. Поэтому постепенно на первый план вышли фундаментальные долговременные задачи, а подходы к решению текущих проблем стали рассматриваться как способ создания предпосылок для плавного перехода к обновленной пенсионной системе.

Основные направления развития пенсионной системы закреплены в утвержденной правительством и одобренной Президентом Республики Беларусь «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь» (1997). Без поэтапного «вживления» принципов и подходов, заложенных в Концепции, действующая система уже в ближайшей перспективе столкнется с серьезными финансовыми проблемами, связанными с выполнением обязательств по материальному обеспечению нетрудоспособных в старости, в случае инвалидности или потери кормильца.

Итогом совместной работы международных и национальных экспертов стал проект закона «О государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях» (указанный законопроект был представлен в Правительство в декабре 2001 года). Построение пенсионной системы на страховых принципах позволит индивидуализировать права граждан на пенсионное обеспечение в зависимости от объема участия в финансировании пенсионной системы в период трудовой активности. С другой стороны, такой подход призван побуждать всех участников пенсионной системы (работающее население, а через него и работодателей) своевременно и в полном объеме платить страховые взносы, поддерживая тем самым финансовую устойчивость системы.

Введение страховых подходов неразрывно связано с определением границ действия принципов, основанных на общественной солидарности. В этом случае общество принимает на себя бремя содержания тех престарелых и инвалидов, которые не имели возможности «заработать» свою пенсию самостоятельно.

Опираясь на глубокое знание международной практики и анализ ситуации в Беларуси, МОТ стремился в рамках данного проекта рекомендовать к рассмотрению такие законодательные положения, которые привели бы к оптимальному сочетанию справедливости и солидарности, возможному в данных экономических условиях.

В рамках проекта проводится также работа по актуарному обоснованию выдвигаемых предложений и по подготовке кадров. Актуарная экспертиза, количественные методы управления требуют квалификации, которая является новой для страны.

Стратегическая цель IV. Усиление трипартизма и социального диалога

Чрезвычайно важным для Республики Беларусь стратегическим направлением во взаимодействии с МОТ является усиление трипартизма и развитие социального диалога в стране. Данное направление включает в себя как вопросы учета интересов организаций нанимателей и трудящихся, так и роли государства как ключевого участника в создании и функционировании эффективных институтов и механизмов социального диалога в стране.

Национальными приоритетами в этой области являются:

  • реформирование и совершенствование правовой базы социально–трудовых отношений;
  • развитие коллективно–договорных отношений в регулировании социально–трудовых отношений;
  • усиление возможностей социальных партнеров в области социального диалога на всех уровнях принятия решений.

По запросу правительства Беларуси и социальных партнеров им были представлены подготовленные экспертами МОТ комментарии по разработанному законопроекту «О социальном партнерстве в Республике Беларусь».

Для представителей правительства и социальных партнеров проведен семинар «Развитие социального партнерства и процедура урегулирования трудовых споров». На данном семинаре с привлечением экспертов МОТ рассмотрен позитивный опыт ведения коллективных переговоров и разрешения трудовых споров на примере Ирландии.

В октябре 2000 года в Минске с визитом находилась представительная делегация, которую возглавлял Исполнительный директор МОТ г–н К. Тапиола.

Миссия МОТ прибыла в Беларусь с целью изучения и анализа ситуации в связи с обращением белорусских профсоюзов в МОТ по ряду вопросов, затруднивших процесс социального диалога в стране. Данные вопросы относятся к выполнению правительством Конвенций МОТ № 87 (о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948) и № 98 (о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров, 1949).

Во время визита миссия провела широкий круг консультаций на правительственном уровне и с представителями ряда белорусских организаций. В ходе встреч были рассмотрены два блока вопросов, первый из которых относился к перерегистрации профсоюзов и их первичных ячеек, а второй затрагивал выборы профсоюзных лидеров и другие вопросы внутрипрофсоюзной деятельности.

Отчет по результатам деятельности миссии в соответствии с процедурой, предусмотренной МОТ, был рассмотрен на заседании Комитета по свободе объединения. Комитет утвердил рекомендации для правительства Беларуси по устранению препятствий для развития социального диалога в стране. В настоящее время планируется оказание экспертами МОТ постоянной консультативной поддержки и технического содействия процессам, направленным на совершенствование трипартизма, решение проблем сторон, участвующих в социальном диалоге, устранение возникших трудностей по свободе объединения и соблюдению прав трудящихся, разработку законодательной базы трехстороннего сотрудничества на национальном уровне.

Уделялось внимание усилению всех сторон социального диалога. Так, создание в Интернете при поддержке МОТ сайта trud.org содействовало появлению около 50 профсоюзных сетевых сайтов в регионе, включая сайт "Профсоюзное движение в Беларуси". С начала 2002 года в рамках проекта технической помощи МОТ оказывает консультативную поддержку профсоюзным организациям страны по совершенствованию их работы.

Были осуществлены специальные программы с целью усиления роли и потенциала работодателей в процессе национальных трехсторонних консультаций и коллективных переговоров, предоставления им возможности выступать с законодательными инициативами и контролировать их реализацию.

Для работодателей в 2000 году был проведен учебный семинар в Израиле, в котором приняли участие представители наиболее влиятельных ассоциаций нанимателей Беларуси. В октябре 2000 года для представителей профсоюзного движения и работодателей Беларуси была организована учебная поездка в Бельгию. А в январе 2001 года Бюро МОТ в Москве организовало в Беларуси двусторонний семинар для работодателей и представителей профсоюзов. На семинаре при посредничестве экспертов МОТ были рассмотрены условия развития в стране более эффективного социального диалога.

Версия для печати
 
 Актуальные темы 
Подробнее...
Подробнее...

Другие темы


 
 
 
Представительство ООН в Беларуси
220050 г. Минск, ул. Кирова 17; тел. +375 (17) 327 48 76
факс +375 (17) 226 03 40; e-mail