Агенства ООН:

Одной из главных задач Организации Объединенных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно Уставу, государства-члены разрешают свои международные споры мирными средствами и воздерживаются от угрозы силой или ее применения против других государств.

На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи. Ей также приходилось предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях ООН все чаще предпринимает усилия, направленные на устранение коренных причин войны и создание основ для прочного мира.

Организация Объединенных Наций добилась впечатляющих результатов. Так, ей удалось снять остроту Карибского кризиса в 1962 году и кризиса на Ближнем Востоке в 1973 году. В 1988 году усилия Организации Объединенных Наций по мирному урегулированию позволили прекратить ирано-иракскую войну, а в следующем году благодаря переговорам, проводившимся под эгидой Организации Объединенных Наций, советские войска были выведены из Афганистана. В 90-е годы Организация Объединенных Наций оказала содействие восстановлению суверенитета Кувейта и сыграла важную роль в прекращении гражданских войн в Гватемале, Камбодже, Мозамбике, Сальвадоре и в урегулировании или предотвращении конфликтов в ряде других стран.

Когда в сентябре 1999 года кампания насилия, развернутая после проведенного голосования по вопросу о самоопределении, вынудила около 200 тыс. восточнотиморцев покинуть свои дома, Организация Объединенных Наций санкционировала направление международных сил безопасности, которые помогли восстановить порядок. Позднее Временная администрация Организации Объединенных Наций начала осуществлять деятельность по наблюдению за переходом этой территории к независимости 20 мая 2002 года как государства Тимор-Лешти. А когда 11 сентября 2001 года террористы совершили нападения на Соединенные Штаты Америки, Совет Безопасности незамедлительно отреагировал, приняв широкую по своему охвату резолюцию, которая обязывает государства обеспечить, чтобы любой, кто участвует в финансировании, планировании, подготовке, совершении или поддержке террористических актов, был предан правосудию.

Разоружение

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются пресечение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

Были заключены и другие договоры, запрещающие разработку, производство и накопление запасов химического (1992 год) и бактериологического (1972 год) оружия, запрещающие размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 год) и в космическом пространстве (1967 год), а также договоры, запрещающие или ограничивающие другие категории вооружений. К февралю 2005 года 144 государства стали участниками Оттавской конвенции 1997 года о запрещении наземных мин. Организация Объединенных Наций призывает все страны присоединиться к этой конвенции и другим международным договорам, запрещающим использование разрушительных видов оружия. Организация Объединенных Наций также поддерживает усилия по предотвращению, пресечению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями, которые использовались в качестве главных средств ведения войны в подавляющем большинстве конфликтов во всем мире. Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций и система стандартизированной отчетности о военных расходах способствуют повышению транспарентности в военных вопросах.

Базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии, действуя на основе системы соглашений о гарантиях, отвечает за обеспечение того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для использования в мирных целях, не переключались на военные цели. А находящаяся в Гааге Организация по запрещению химического оружия занимается сбором сведений о химических объектах всех стран мира и регулярно проводит инспекции в целях обеспечения контроля за соблюдением Конвенции по химическому оружию.

Миротворчество

Благодаря своей миротворческой деятельности Организация Объединенных Наций, используя дипломатические механизмы, помогает противоборствующим сторонам прийти к соглашению. Совет Безопасности в рамках своих усилий по поддержанию международного мира и безопасности может рекомендовать пути предотвращения конфликта и восстановления или обеспечения мира, например посредством переговоров или обращения в Международный Суд.

Важную роль в миротворческой деятельности играет Генеральный секретарь. Он может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, создают угрозу международному миру и безопасности, использовать «добрые услуги» для выполнения посреднических функций или заниматься «тихой дипломатией», действуя за кулисами самостоятельно или через специальных посланников. Генеральный секретарь занимается также «превентивной дипломатией», направленной на урегулирование споров до обострения ситуации.

Миростроительство

Организация Объединенных Наций все активнее занимается деятельностью, направленной на устранение коренных причин конфликтов.

Одним из ключевых элементов миростроительства является помощь в целях развития. В сотрудничестве с другими организациями системы, странами-донорами, правительствами принимающих стран и неправительственными организациями Организация Объединенных Наций оказывает поддержку развитию управления, направленного на благо всего общества, установлению правопорядка, проведению выборов и соблюдению прав человека в странах, преодолевающих последствия конфликтов. В то же время Организация Объединенных Наций помогает этим странам восстанавливать административные структуры, системы здравоохранения и образования и другие элементы социальной инфраструктуры, разрушенные в результате войны.

Некоторые виды этой деятельности, такие, как наблюдение за проведением выборов в Намибии в 1989 году, программы разминирования в Мозамбике и подготовка сотрудников гражданской полиции в Гаити, осуществлялись в рамках операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, при этом отдельные аспекты этой деятельности могут продолжаться и после свертывания миротворческой операции. Другие виды деятельности осуществляются по просьбам правительств, как, например, в Гвинее-Бисау, где функционирует Отделение Организации Объединенных Наций по поддержке миростроительства.

Поддержание мира

В рамках своих усилий по поддержанию мира и международной безопасности Совет Безопасности учреждает операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и определяет рамки их полномочий и мандат.

Большинство таких операций предполагает участие военнослужащих, которые следят за соблюдением режима прекращения огня или создают буферную зону, пока за столом переговоров ведутся поиски долгосрочных решений. В других операциях могут участвовать гражданские полицейские или другие гражданские специалисты, которые помогают организовать выборы или осуществлять наблюдение за правами человека. В ряде случаев операции направлены на обеспечение контроля за соблюдением мирных соглашений и осуществляются во взаимодействии с миротворческими контингентами региональных организаций.

Операции по поддержанию мира могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, операция Организации Объединенных Наций, развернутая вдоль линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, существует с 1949 года, а на Кипре миротворцы Организации Объединенных Наций находятся с 1964 года. С другой стороны, для проведения в 1994 году операции в полосе Аозу между Ливией и Чадом Организации Объединенных Наций понадобилось чуть больше месяца.

С момента развертывания в 1948 году самой первой миротворческой миссии Организации Объединенных Наций почти 130 стран добровольно предоставили в распоряжение Организации около 1 миллиона военнослужащих, сотрудников полиции и гражданских лиц. Вместе с тысячами гражданских специалистов они принимали участие примерно в 60 операциях по поддержанию мира. По состоянию на февраль 2005 года 103 страны предоставили рекордное количество личного состава — 67 тыс. человек.

Деятельность ООН по обеспечению мира

В Африке

На протяжении многих лет усилия Организации Объединенных Наций по обеспечению мира осуществлялись в самых различных формах, включая длительную кампанию по борьбе против апартеида в Южной Африке, активную поддержку процессу перехода Намибии к независимости, ряд миссий по оказанию поддержки в проведении выборов и около 23 операций по поддержанию мира. Самые последние операции были развернуты в Либерии (2003 год), Кот-д'Ивуаре и Бурунди (2004 год), а недавно создана Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (март 2005 года).

Конечно, Организация Объединенных Наций уже действовала в Судане, стремясь урегулировать ситуацию, которую Координатор чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций назвал самым острым бедствием. Мировые гуманитарные организации, включая Организацию Объединенных Наций, неправительственные организации и систему организаций Красного Креста и Красного Полумесяца, уже отправили на места 9 тыс. работников по оказанию помощи, причем около 1 тысячи из них были набраны на международной основе. В марте 2005 года, принимая меры в связи с сообщениями о массовых нарушениях прав человека, Совет Безопасности передал вопрос о ситуации, существующей в регионе Дарфур в Судане с 1 июля 2002 года, на рассмотрение Прокурору Международного уголовного суда.

Организация Объединенных Наций предприняла также активные дипломатические усилия для восстановления мира в районе Великих озер и оказывает помощь в подготовке к проведению референдума по вопросу о будущем Западной Сахары. Что касается других стран Африки, то полевые миссии Организации Объединенных Наций продолжают свою деятельность по миростроительству в Гвинее-Бисау, Сомали, Центральноафриканской Республике и в Западноафриканском регионе.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе

С 2002 года Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану работает в целях оказания содействия национальному примирению и выполнения задач, возложенных на Организацию Объединенных Наций в Боннском соглашении 2001 года, включая такие области, как права человека, верховенство права и обеспечение равенства полов, а также организации всей деятельности Организации Объединенных Наций по оказанию гуманитарной и чрезвычайной помощи, восстановлению и реконструкции в Афганистане в координации с правительством этой страны.

МООНСА осуществляет весь комплекс мероприятий Организации Объединенных Наций в Афганистане, включая деятельность 16 учреждений Организации Объединенных Наций, и работает в тесном контакте со своими партнерами в правительстве Афганистана и с национальными и международными неправительственными организациями.

После того как миротворческая миссия в Таджикистане завершила в 2000 году свою работу, было открыто отделение Организации Объединенных Наций в целях обеспечения политических рамок и руководства в отношении различных мероприятий, связанных с миростроительством. Военные наблюдатели Организации Объединенных Наций продолжали следить за линией прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир.

В Восточном Тиморе переговоры между Индией и Португалией под эгидой Организации Объединенных Наций завершились в мае 1999 года принятием соглашения, которое открыло путь к проведению всенародного опроса по вопросу о статусе этой территории. Благодаря регистрации под наблюдением Организации Объединенных Наций лиц, которые должны были принять участие в опросе, в августе 1999 года удалось провести голосование, в ходе которого 78 процентов жителей Восточного Тимора высказались за независимость, и в итоге 20 мая 2002 года было создано независимое государство Тимор-Лешти. Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ) остается в стране для оказания помощи в создании основных административных структур, включая систему отправления правосудия и правоохранительные органы, и одновременно содействует поддержанию стабильности и безопасности.

Организация Объединенных Наций помогла также правительству Папуа-Новой Гвинеи и бугенвильским сторонам достичь всеобъемлющего соглашения, охватывающего вопросы автономии, проведения референдума и утилизации оружия.

В Европе

Миротворческие силы Организации Объединенных Наций на Кипре продолжают осуществлять наблюдение за линиями прекращения огня, поддерживают порядок в буферной зоне и осуществляют уманитарную деятельность на этом расчлененном острове. Их присутствие создает благоприятные условия для дипломатических усилий Генерального секретаря и его специальных советников, направленных на стимулирование переговоров и достижение всеобъемлющего урегулирования.

Организация Объединенных Наций настойчиво добивается урегулирования конфликта в бывшей Югославии, оказывая при этом чрезвычайную гуманитарную помощь миллионам людей. С 1992 по 1995 годы миротворцы Организации Объединенных Наций помогли восстановить мир и безопасность в Хорватии, содействовали защите гражданского населения в Боснии и Герцеговине и способствовали обеспечению того, чтобы бывшая югославская Республика Македония не была втянута в войну. После заключения в 1995 году Дейтонско-Парижских мирных соглашений четыре миссии Организации Объединенных Наций способствовали обеспечению мира в этом регионе.

В настоящее время Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) продолжает работать вместе с населением Косово в целях создания нормально функционирующего, демократического общества, располагающего значительной автономией. МООНК, созданная в 1999 году после прекращения налетов авиации НАТО и вывода югославских вооруженных сил, помогает объединить под эгидой Организации Объединенных Наций усилия Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и самой Организации Объединенных Наций.

В Абхазии, Грузия, наряду с выполнением миссией военных наблюдателей Организации Объединенных Наций своего миротворческого мандата продолжали предприниматься дипломатические усилия в целях обеспечения всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта.

На Американском континенте

Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций и ее усилия по поддержанию мира сыграли свою роль в урегулировании затяжных конфликтов в Центральной Америке. В 1989 году в Никарагуа благодаря миротворческим усилиям была обеспечена добровольная демобилизация сил движения сопротивления, участники которого сдали свое оружие Организации Объединенных Наций. В 1990 году миссия Организации Объединенных Наций наблюдала за выборами в Никарагуа — это были первые проходившие под наблюдением Организации Объединенных Наций выборы в независимой стране. В Сальвадоре мирные переговоры при посредничестве Генерального секретаря положили конец продолжавшимся 12 лет боевым действиям, и миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира обеспечила проверку осуществления всех соглашений. А в Гватемале организованные при содействии Организации Объединенных Наций переговоры остановили 35-летнюю гражданскую войну.

После отъезда из Гаити 29 февраля 2004 года президента Жана-Бертрана Аристида Совет Безопасности в ответ на просьбу временного президента Гаити санкционировал немедленное развертывание многонациональных сил для поддержания мирного и конституционного процесса в стране в безопасной и стабильной обстановке. Позднее Совет учредил миссию Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити, которая в июне 2004 года приняла на себя обязанности многонациональных сил. Миссия Организации Объединенных Наций работала над созданием условий для проведения выборов в 2005 году и передачи власти избранному президенту 7 февраля 2006 года.

На Ближнем Востоке

На протяжении почти шести десятилетий, в течение которых пять раз вспыхивали полномасштабные войны, Организация Объединенных Наций уделяет самое пристальное внимание арабо-израильскому конфликту. Организация Объединенных Наций выработала принципы установления справедливого и прочного мира, изложенные, в частности, в двух базовых резолюциях Совета Безопасности — 242 (1967) и 338 (1973),— которые остаются основой для всеобъемлющего урегулирования.

Организация Объединенных Наций поддерживала и другие инициативы, направленные на урегулирование лежащих в основе конфликта политических проблем, и направляла в этот регион ряд миротворческих миссий. Первая группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций, созданная в 1948 году, сохраняет свое присутствие в регионе и сегодня. Здесь же в 1956 году во время суэцкого кризиса были созданы первые силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. В настоящее время в регионе развернуты две миссии по поддержанию мира. Одна из них, созданная в 1974 году, контролирует зону разъединения между израильскими и сирийскими войсками на Голанских высотах. Другая, созданная в 1978 году, способствует поддержанию стабильности в южной части Ливана, а в 2000 году осуществила проверку вывода израильских сил из этого района.

На дипломатическом фронте Организация Объединенных Наций как член «четверки», в которую входят Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты, Европейский союз и Российская Федерация, принимает активное участие в усилиях, направленных на достижение решения путем переговоров. В 2003 году обе стороны приняли «дорожную карту», которая была представлена «четверкой» и которая может привести к окончательному решению о существовании двух государств, но она еще не выполнена. Между тем Организация Объединенных Наций с помощью мер, принимаемых Советом Безопасности и другими органами, а также Генеральным секретарем и его Специальным координатором по ближневосточному мирному процессу, продолжает содействовать мирному урегулированию ситуации.

В Ираке после наиболее активного этапа войны в этом регионе Совет Безопасности 14 августа 2003 года учредил Миссию Организации Объединенных Наций по оказанию содействия Ираку (МООНСИ). Ее цель заключалась в координации гуманитарной помощи и помощи в деле восстановления, а также в оказании содействия политическим процессам, направленным на формирование международно признанного суверенного правительства Ирака. Через несколько дней, 19 августа, штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Багдаде подверглась террористическому нападению, в результате которого 22 человека погибли, в том числе и глава миссии Сержиу Виейра ди Меллу, а более 150 человек получили ранения.

После этого нападения Генеральный секретарь вывел большую часть международного персонала Организации Объединенных Наций, размещенного в Багдаде, оставив там лишь небольшую группу для оказания самой необходимой гуманитарной помощи. Тем не менее Организация Объединенных Наций продолжает оказывать помощь как в самом Ираке, так и из-за границы, включая поставки продовольствия, водоснабжение и медикосанитарное обслуживание на всей территории страны, используя при этом главным образом своих сотрудников из числа иракских граждан.

Окончание оккупации и официальное восстановление суверенитета Ирака 28 июня 2004 года ознаменовало новый этап в переходном процессе в Ираке, который привел к проведению прямых выборов 30 января 2005 года. При поддержке МООНСИ, Специального представителя Генерального секретаря и Отдела Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в проведении выборов и несмотря на постоянную угрозу насилия, жители Ирака начали осуществлять свои политические права. Сформированная в результате этого процесса Переходная национальная ассамблея подготовит проект постоянной конституции, который будет представлен народу в ходе общенационального референдума позднее в этом году.

--------------------------------------------------------------------------------

Источник: Кратко об ООН. Департамент общественной информации ООН, Нью-Йорк, ноябрь 2005 года.