Агенства ООН:

Миллионы юных учащихся в странах с низким и средним уровнем дохода сталкиваются с перспективой не реализовать в будущем открывающиеся возможности и получать более низкую заработную плату вследствие того, что начальные и средние школы не справляются с задачей дать им образование, позволяющее преуспеть в жизни.

Предупреждая о «кризисе обучения» в глобальном образовании, авторы нового доклада Банка указывают, что посещение школы без получения знаний – это не только упущенные возможности, но и огромная несправедливость в отношении детей и подростков по всему миру.

В «Докладе о мировом развитии 2018: Обучение как средство реализации образовательных перспектив» отмечается, что, если обучение не происходит, образование не может в полной мере раскрыть свой потенциал движущей силы искоренения бедности и обеспечения благосостояния для всех. Даже после нескольких лет обучения в школе миллионы детей не умеют ни читать, ни писать, ни решать простейшие математические задачи. Вместо преодоления социального неравенства этот кризис обучения усугубляет его. Юные учащиеся, уже находящиеся в неблагоприятном положении в силу бедности, конфликтов, гендерной принадлежности или инвалидности, вступают во взрослую жизнь, не имея даже самых базовых жизненных навыков.

«Этот кризис обучения – моральный и экономический кризис, – заявил президент Группы Всемирного банка Джим Ён Ким. – При хорошей организации образование помогает обеспечить занятость, более высокий заработок, здоровье и безбедную жизнь. Обществу оно обеспечивает ускоренное внедрение инноваций, укрепление институтов и усиление социальной сплоченности. Однако получение этих благ определяется обучением, а посещение школы без получения знаний означает упущенные возможности. Более того, это еще и огромная несправедливость: дети, которые в наибольшей мере обойдены вниманием общества, больше, чем кто-либо, нуждаются в хорошем образовании для того, чтобы преуспеть в жизни».

В докладе сформулированы рекомендации относительно конкретных мер политики, способных помочь развивающимся странам преодолеть этот губительный кризис обучения, в таких сферах, как повышение эффективности оценок результативности обучения, использование при принятии решений по вопросам образования доказательных данных об эффективных и неэффективных мерах, а также формирование мощного общественного движения, добивающегося перемен в образовании, направленных на обеспечение «обучения для всех».

В докладе говорится, что недавно, когда ученикам третьего класса в Кении, Танзании и Уганде было предложено прочитать предложение на английском языке или на суахили, например, «Собаку зовут Паппи», три четверти учащихся не поняли, что оно значит. Почти три четверти учеников третьих классов в сельских районах Индии не могли решить пример на вычитание двузначных чисел, например, 46 – 17; не могла этого сделать и половина пятиклассников. Хотя навыки 15-летних подростков в Бразилии и улучшились, при сохранении нынешних темпов улучшения показатели их математических навыков сравняются со средними показателями для богатых стран только через 75 лет. Что же касается навыков чтения, то этот процесс займет 263 года.

В этих статистических данных не учитываются 260 миллионов детей, которые из-за конфликтов, дискриминации, инвалидности или в силу иных причин не посещают начальную или среднюю школу.

Хотя подобные зияющие пробелы в результатах обучения характерны не для всех развивающихся стран, многие из них далеки от тех показателей, которых они стремятся достичь. Ведущие международные программы оценки грамотности и математических навыков показывают, что показатели среднего учащегося из бедной страны ниже показателей 95 процентов учащихся из стран с высоким уровнем дохода – это означает, что в этих странах с таким учеником проводились бы индивидуальные занятия как с неуспевающим. Многие хорошо успевающие учащиеся в странах со средним уровнем дохода – юноши и девушки, относящиеся в своих группах к четверти наиболее успевающих, – в более богатой стране оказались бы среди четверти учащихся с самыми низкими показателями успеваемости.

Доклад, подготовленный авторским коллективом под руководством ведущих экономистов Всемирного банка Диона Филмера и Холси Роджерса, раскрывает причины этих проблем в области обучения, не только показывая, каким образом процесс преподавания и обучения в очень многих школах теряет эффективность, но и выявляя глубинные политические факторы, под влиянием которых эти проблемы приобретают хронический характер.

Есть возможность достичь заметного прогресса

В докладе отмечается, что, когда страны и их лидеры считают «обучение для всех» национальным приоритетом, стандарты образования могут резко повыситься. Например, в начале 1950-х годов Южная Корея была истерзанной военными действиями страной с очень низким уровнем грамотности, а к 1995 году она добилась полного охвата высококачественным средним образованием – корейская молодежь показывает одни из самых высоких результатов в международных исследованиях качества образования. Проводившееся ОЭСР в 2012 году обследование образовательных достижений учащихся старшей ступени средней школы по математике, естествознанию и чтению (PISA) показало, что 15-летние вьетнамские подростки демонстрировали тот же уровень знаний, что и их сверстники в Германии, хотя по своим доходам Вьетнам находится на гораздо более низком уровне.

В период с 2009 по 2015 год в Перу благодаря целенаправленной политике удалось выйти на очень высокие темпы роста общих показателей обученности. А в некоторых странах (в том числе в Либерии, Папуа – Новой Гвинее и Тонга) показатели чтения учащихся начальной школы за очень короткое время существенно выросли благодаря целенаправленным усилиям, основанным на учете имеющихся данных.

«Единственная возможность добиться продвижения вперед – «искать истину в фактах». Фактические данные об образовании отражают горькую правду – если мы хотим ее знать. Для слишком многих детей ходить в школу не значит учиться», – заявил ведущий экономист Всемирного банка Пол Роумер.

На основании доказательных данных и рекомендаций, полученных в ходе масштабных консультаций с правительствами, организациями, работающими в области развития, научно-исследовательскими учреждениями, ОГО и частным сектором в 20 странах, в докладе сформулированы три рекомендации политического характера:

Первое: оценивать качество обучения так, чтобы оно стало целью, поддающейся измерению.

Лишь в половине развивающихся стран существуют системы измерения качества знаний учащихся, заканчивающих начальную и первую ступень средней школы. Тщательно разработанные системы оценки достижений учащихся помогут учителям работать с учениками, будут способствовать совершенствованию управления системой и позволят сосредоточить общественное внимание на обучении. Эти меры могут помогать в обоснованном выборе вариантов политики и отслеживании прогресса, а также выявлять детей, оказавшихся в ущемленном положении.

Второе: принимать меры к тому, чтобы школы работали в интересах всех детей.

Обеспечивать равные условия для всех, снижая показатели задержек в росте и содействуя развитию умственных способностей за счет мер по обеспечению питания и стимуляции детей младшего возраста, чтобы дети приходили в школу, будучи готовыми к ней. Привлекать талантливых людей в сферу образования и мотивировать их, организуя повышение квалификации учителей с использованием системы наставничества. Применять технологии, помогающие учителям учитывать в процессе преподавания уровень подготовки учащихся, и наращивать потенциал руководства школ, в том числе их директоров.

Третье: мобилизовать всех тех, кто заинтересован в обучении.

Использовать информацию и показатели для мобилизации граждан, усиления подотчетности и формирования политической готовности к реформированию системы образования. Привлекать заинтересованные стороны, в том числе деловые круги, к осуществлению реформы образования на всех ее этапах – от разработки до осуществления.

«Развивающиеся страны далеки от достижения надлежащих показателей качества обучения. Многие из них не выделяют на это достаточных финансовых ресурсов, а большинству необходимо повышать эффективность их использования. Но дело не только в деньгах; странам необходимо вкладывать средства в наращивание потенциала людей и учреждений, на которых возложена задача обучения наших детей, – заявил Хайме Сааведра – бывший министр образования Перу, а ныне старший директор Всемирного банка по вопросам образования. – Реформа образования настоятельно необходима, и для ее проведения требуется настойчивость и политическая решимость властей, средств массовой информации, предпринимателей, учителей, родителей и учащихся. Всем им необходимо ценить обучение и требовать повышения его качества».

Поделиться новостью