Агенства ООН:
Больше половины существующих в мире языков находятся на грани исчезновения
21 февраля под эгидой ЮНЕСКО отмечался Международный день родного языка. В послании по этому поводу Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура подчеркнул, что изучение родных языков должно быть приоритетом для национальных систем образования. Он призвал правительства развивать и защищать многоязычие в своих странах.

21 февраля под эгидой ЮНЕСКО отмечался Международный день родного языка. В послании по этому поводу Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура подчеркнул, что изучение родных языков должно быть приоритетом для национальных систем образования. Он призвал правительства развивать и защищать многоязычие в своих странах. Коитиро Мацуура предложил, чтобы в местных школах, наряду с официальными государственными и национальными языками, изучались также языки общин. «Родной язык дорог для каждого из нас. На нем мы услышали первые слова и смогли выразить свои первые мысли. Это основа, которая поддерживает нас всю нашу жизнь», — заявил глава ЮНЕСКО.

Международный день родного языка был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО для того, чтобы подчеркнуть важную роль языкового многообразия в мире и поддержать широкое использование родных языков.

Коитиро Мацуура подчеркнул, что сегодня в мире говорят на более чем 6 000 языков. 96% из них используют всего 4% населения нашей планеты. Часть из них имеет письменность, другие не имеют. Разные языки используют разные формы письма, с каждым связаны культурные особенности разных народов. Больше половины из существующих в мире языков находятся на грани исчезновения. Каждый месяц исчезают два языка. Тысячи языков не используются системами образования, не представлены в Интернете. В этой ситуации ЮНЕСКО играет ключевую роль в продвижении нормативов и практики в сфере сохранения многообразия языков и культурных традиций.

Для сохранения родных языков эксперты ООН предлагают использовать их в школьном образовании в сочетании с официальным языком. Одним из лидеров такого подхода к обучению является Индия, где на разных уровнях школьного образования используется почти 80 языков. В то же время на Африканском континенте, где народы говорят на 2000 разных языков, в образовательных системах отдается предпочтение языкам бывших колониальных держав — английскому, испанскому, французскому и португальскому. Подобная ситуация наблюдается и в Латинской Америке.

Поделиться новостью