Агенства ООН:

В 1994 году по инициативе Организации Объединеннх Наций по вопрсам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) день 5 октября был объявлен Всемирным днем учителя. Празднование этого дня стало символом уважения и признательности учителям мира за тот вклад, который они вносят в образование и развитие человечества.

В 1994 году по инициативе Организации Объединеннх Наций по вопрсам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) день 5 октября был объявлен Всемирным днем учителя. Празднование этого дня стало символом уважения и признательности учителям мира за тот вклад, который они вносят в образование и развитие человечества.

 Дата 5 октября связана с двумя основополагающими документами Организации Объединенных Наций, регулирующими права и обязанности учителей. В этот день в1966 году под эгидой ЮНЕСКО и Международной организации труда (МОТ) была проведена специальная межправительственная конференция. Ее результатом стало принятие первого международного документа, определяющего условия труда учителей – «Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей».

В 1997 году вышел в свет второй документ – «Рекомендация о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования». Он затрагивал многочисленные противоречия, с которыми сталкиваются преподаватели высших учебных заведений. В первую очередь, это коммерциализация и напряженность рынка. Также в документе рассмотрены вопросы академической свободы, занятости, коллективного договора и социального диалога. Выполнение этой Рекомендации будет обсуждаться на конференции, посвященной десятилетию ее принятия, которая состоится в Малаге (Испания) 12–14 ноября 2007 года.

Каждый год в рамках празднования Всемирного дня учителя уделяется особое внимание одной из проблем образования и преподавания. В этом году фокус внимания сместился на улучшение условий работы учителей.

Сегодня во всем мире, в том числе, как в бедных, так и в богатых странах,  наблюдается массовый отток учителей. Это вызвано сокращением бюджета для государственной службы, отсутствием нормальных условий работы, предстоящим выходом на пенсию пожилых учителей, стрессом, истощением физических и духовных сил, и во многих общинах – значительным числом учителей, умерших от ВИЧ/СПИДа. По оценкам ЮНЕСКО, к 2015 г. миру понадобятся 18 млн. новых учителей начальной школы, из них 4 миллиона — только Африке.

Нехватка учителей непосредственно сказывается на качестве образования. Во многих странах соотношение учитель/ученик превышает показатель 1:25. Например, в ЮАР, Палестинской автономии, на Филиппинах, в Индии, Пакистане классы состоят из 35–44 учеников, в Афганистане, Конго, Эфиопии — из 55 и более человек.

Всемирный день учителя отмечается в более чем 100 государствах. В Беларуси празднуется профессиональный День учителя в первое воскресенье октября, учрежденный указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года.

Сегодня уровень грамотности белорусов составляет почти 100%. По данным Министерства образования Беларуси на начало учебного года 2006–2007, в Беларуси в учреждениях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, работает свыше 420 тыс. человек, что составляет около 10% занятого населения страны. В общеобразовательных школах насчитывается более 143 тыс. учителей. В Чернобыльской зоне работает почти 215 тыс. педагогов. Преобладающим большинством среди учителей по–прежнему являются женщины (81,4% от общего количества).

Количество учителей в Беларуси с каждым годом уменьшается на 1500–2000 человек. Однако при этой тенденции ежегодно увеличивается число психологов преподавателей английского языка, а также основ информатики и вычислительной техники.

Что касается уровня образования белорусских учителей, то около 86,5% имеют высшее образование, 13% учителей  –среднее специальное и 0,45% — закончили только общеобразовательную школу. Качество образования подтверждает и соотношение учитель/ученик – в белорусских начальных школах в среднем классы состоят из 16 учеников.

Сегодня вопросам образования в системе ООН уделяется много внимания. Одним из главных приоритетов ЮНЕСКО является движение «Образование для всех». Главная  задача —  достижение одной из целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия — обеспечить качественным начальным образованием всех детей, молодежь и взрослых планеты к 2015 году, тем самым реализовав их право на образование. Ежегодные  доклады ЮНЕСКО Global Monitoring Report дают полное представление о достижениях и недостатках образования в разных странах мира.

За более подробной информацией обращайтесь на сайты ЮНЕСКО www.unesco.org, www.ei–ie.org, а также на http://giac.unibel.by/.

Поделиться новостью