Агенства ООН:
Всемирный день учителя 2008 года – миру не хватает 18 миллионов учителей

Малопривлекательные зарплаты, переполненные классы, нестабильность трудовой занятости, зачастую слабая профессиональная подготовка … Ежегодно отмечаемый 5 октября, Всемирный день учителя дает возможность привлечь внимание к профессии учителя, играющей решающую роль в образовании как детей, так и взрослых. В этом году упор делается на необходимость выработки политики, направленной на обеспечение стабильности и качества этой профессии.

Малопривлекательные зарплаты, переполненные классы, нестабильность трудовой занятости, зачастую слабая профессиональная подготовка … Ежегодно отмечаемый 5 октября, Всемирный день учителя дает возможность привлечь внимание к профессии учителя, играющей решающую роль в образовании как детей, так и взрослых. В этом году упор делается на необходимость выработки политики, направленной на обеспечение стабильности и качества этой профессии.

Нехватка учителей продолжает оставаться острой проблемой. Так, по оценкам ЮНЕСКО, для достижения цели всеобщего начального образования к 2015 году требуется дополнительно восемнадцать миллионов учителей. Сложнее всего дело обстоит в Африке. Здесь для достижения этой цели потребуется 3,8 миллиона учителей. Нехватка учителей в Руанде и Мозамбике, например, приводит к тому, что там число учащихся в одном классе может доходить до 60. Между тем, установлено, что качественное образование ребенок может получить лишь в классе, где численность детей не превышает 40 человек.

«Даже при наличии достаточного количества преподавателей, в отдаленных и неблагополучных районах мира остаются нерешенными проблемы с набором и текучестью преподавательских кадров. Нехватка квалифицированных учителей является одним из главных факторов, сдерживающих достижение целей Образования для всех», — подчеркивается в совместном заявлении, сделанном по случаю празднования Всемирного дня учителя Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой, Генеральным директором Международной организации труда Хуаном Сомавией, Директором–исполнителем ЮНИСЕФ Энн М. Виниманн, Администратором Программы развития ООН Кемалем Дервишем и Президентом организации «Интернационал образования» Туласом Нксези.

Однако нехватка учителей – это только одна сторона медали. Низкое качество профессиональной подготовки преподавателей также является серьезной проблемой. В развивающихся странах нередки случаи, когда уровень подготовки учителей не превышает неполного курса средней школы (Источник: СИЮ, 2006 г.). Единственно возможное решение в создавшейся ситуации заключается в проведении последовательной политики, направленной на выпуск необходимого количества учителей и их качественную подготовку, а также на обеспечение их стабильного социального статуса. В рамках Инициативы ЮНЕСКО в области подготовки учителей для стран Африки к югу от Сахары, в Конго была разработана общегосударственная политика, направленная не только на повышение темпов набора преподавателей, но и охватывающая также вопросы статуса, условий работы и кадрового управления.

Эти вопросы включены в программу организуемого ЮНЕСКО заседания круглого стола, которое состоится 3 октября. В приветственным словом на открытии встречи выступит Генеральный директор ЮНЕСКО, далее к микрофону будут приглашены учителя и специалисты из разных стран мира. В обсуждении за круглым столом, которое пройдет под председательством заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по образованию Николаса Барнетта, также примут участие организации–партнеры (МОТ, ЮНИСЕФ, ПРООН, ИО).

Всемирный день учителя – это возможность еще раз подчеркнуть важность совместной Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО 1966 года о положении учителей. Другая рекомендация ЮНЕСКО о положении преподавателей высшей школы была принята в 1997 году. В этих двух документах заложены основополагающие принципы, касающиеся условий подготовки, работы и участия преподавателей и их представителей в принятии решений по проблемам образования, государственных мер по оказанию поддержки работникам сферы образования, созданию условий для их продуктивной работы. Они являются единственными международными нормативными актами в этой области.


Более подробная информация по Международному дню и программе круглого стола:
www.unesco.org/education

Поделиться новостью