Агенства ООН:
Вышел в свет «Обзор мирового экономического и социального положения, 2009 год»

Женева, 2 сентября ‑ В связи с тем, что переговоры по заключению нового глобального соглашения по предотвращению негативных последствий изменения климата вступили в завершающую стадию накануне проведения в декабре этого года конференции в Копенгагене, посвященной проблеме изменения климата, ООН сегодня опубликовала отчет, анализирующий  растущие требования к развивающимся странам в условиях, когда к многолетним экономическим проблемам добавилась угроза глобального потепления.

В докладе ООН говорится, что для решения проблемы изменения климата необходимы инвестиции в технологии с низким уровнем выбросов и реализация высокоэффективных стратегий экономического развития в развивающихся странах

Женева, 2 сентября ‑ В связи с тем, что переговоры по заключению нового глобального соглашения по предотвращению негативных последствий изменения климата вступили в завершающую стадию накануне проведения в декабре этого года конференции в Копенгагене, посвященной проблеме изменения климата, Организация Объединенных Наций сегодня опубликовала отчет, анализирующий  растущие требования к развивающимся странам в условиях, когда к многолетним экономическим проблемам добавилась угроза глобального потепления.

В докладе «Обзор мирового экономического и социального положения, 2009 год: Дальнейшее развитие без ущерба для экологии нашей планеты», опубликованном Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, говорится о низкой эффективности несистематических мер и рассматриваются возможности существенного увеличения инвестиций, направленных одновременно на снижение выбросов газов, вызывающих парниковый эффект и на оказание помощи местному населению в решении проблем, вызванных изменением климата; доклад также  призывает к разработке поистине всеобъемлющих стратегий, направленных на решение экономических проблем и проблем изменения климата. В докладе отмечается, что для достижения положительных результатов необходимы значительные усилия стран вне зависимости от уровня их экономического развития, а также что от развитых стран потребуется вложение более значительных материальных и организационных ресурсов, чем это происходило до сих пор.

В докладе говорится, что активное участие всех стран в борьбе за предотвращение негативных последствий изменения климата возможно только в том случае, если развивающиеся страны смогут поддерживать достаточно высокие темпы экономического развития. Для этого потребуется удовлетворение растущих энергетических потребностей развивающихся стран: по прогнозам, в ближайшие десятилетия энергогенерирующие мощности развивающихся стран вдвое превзойдут мощности развитых стран. В этой связи перед специалистами в области изменения климата встает вопрос: «Как бедные страны смогут сочетать высокие темпы экономического развития с ограничением вредных выбросов в атмосферу?»

Такие технологии существуют: это и энергосберегающие здания, и устойчивые к засухе растения, и более совершенные первичные возобновляемые источники энергии, использование которых позволит развивающимся странам осуществить переход на путь устойчивого развития. В докладе подчеркивается, что зачастую подобные технологии недоступны по причине своей крайней дороговизны, поэтому их использование требует «такого уровня международной поддержки и солидарности, который редко наблюдается не в военной обстановке».

Авторы доклада не согласны с мнением, согласно которому проблемы изменения климата могут быть решены только лишь за счет всеобщего снижения всеми странами нынешнего уровня вредных выбросов или с помощью реализации исключительно рыночных мер для привлечения требуемых инвестиций.

В докладе говорится, что развивающиеся страны стоят перед лицом «гораздо более острых проблем, чем те, с которыми сталкиваются развитые страны, и в условиях гораздо более жестких ограничений».  Достижение экономического роста остается приоритетом для них не только для снижения уровня бедности, но и для постепенного сокращения огромной разницы в доходах между ними и богатыми странами. «Идея замораживания нынешнего уровня глобального неравенства на протяжении следующих пятидесяти или более лет (в то время как мир пытается решить проблему изменения климата) является неприемлемой с экономической, политической и этической точек зрения», – говорится в докладе.

В предисловии к докладу Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отмечает, что Обзор «обосновывает необходимость приложения усилий как на решение проблем изменения климата, так и на решение проблем экономического развития, признавая существование связи между ними и значимость разработки стратегий сокращения вредных выбросов и достижения высоких темпов экономического развития. Не существует лишь одной единственной схемы достижения этих целей. В Обзоре рассматриваются основные структурные элементы с целью определения наилучших возможных решений для стран с различными уровнями развития».

Расхождение между словом и делом

В настоящий момент время работает против нас в битве за сохранение температуры атмосферы в безопасных пределах. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭ–ИК), к 2050 году необходимо сократить объем выбросов в мире примерно на 50–80 процентов, это эквивалентно сокращению объема выбросов с уровня, равного приблизительно 40 млрд. гегатоннам углекислого газа (Гт CO²) в год (на настоящий момент), до уровня в 8–20 млрд. Гт.

В Обзоре признается, что более глубокое научное понимание и более высокая обеспокоенность общественности не привели к принятию более целенаправленных мер. Это особенно относится  к современным промышленно развитым странам,  два столетия роста которых, подпитываемого выбросами двуокиси углерода, послужили толчком к нынешнему потеплению климата Земли.  С 1950 года на долю более развитых стран приходится три четверти увеличения объема выбросов, несмотря на тот факт, что их население составляет менее 15 процентов населения мира.  Невыполнение богатыми странами принятых на себя много лет назад обязательств по поддержке международных усилий, направленных на снижение бедности, и выделению адекватных финансовых и технических средств, остается единственным наиболее значительным препятствием в деле борьбы с изменением климата, утверждается в Обзоре.

Различные уровни экономического развития — различные энергетические проблемы

Именно в развивающихся странах последствия изменений климата являются наиболее ощутимыми, а прогнозы на будущее — более серьезными: засуха в одних регионах и более интенсивные осадки в других приведут к неблагоприятным изменениям водных ресурсов мира и отрицательно повлияют на мировое сельское хозяйство. Таяние ледников и отступающие льды на полюсах способствуют повышению уровня моря, угрожая существованию народов, проживающих на небольших островах,  а также населению прибрежных районов, у которых нет средств, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям.

Согласно оценкам, повышение глобальной средней температуры на 1°С приведет к снижению среднегодовых темпов роста в бедных странах на 2–3 процентных пункта, при этом показатели роста в богатых странах останутся неизменными. Вместе с этим, как отмечается в докладе, объем выбросов в среднем на душу населения в развитых странах  в 6–7 раз выше, чем в развивающихся странах.

Одним из самых игнорируемых моментов в дискуссиях о климате, подчеркивается в докладе, является то, что энергетические потребности развивающихся стран очень сильно отличаются от потребностей развитых стран. В распоряжении последних находятся адекватные – зачастую даже превышающие потребности – энергетические услуги и энергетическая инфраструктура. Большинство развивающихся стран, с другой стороны, с трудом предоставляют лишь минимальные энергетические услуги, используя неразвитую инфраструктуру. Во всем мире доступа к электричеству  не имеют от 1,6 до 2 млрд. человек, и решение проблемы обеспечения этих людей доступом к энергетическим услугам потребует в течение следующих 20 лет примерно 25 млрд. долл. США ежегодно.

Резкое различие между богатыми и бедными странами требует различных подходов к решению проблем изменения климата.  В то время как повышение цен на ископаемые виды топлива или изменение образа жизни и потребления  может привести к увеличению использования альтернативных источников энергии в развитых странах, в развивающихся странах более высокие цены на топливо просто сделают современные энергетические услуги недоступными для большей части населения.

Стоимость разрешения проблемы удовлетворения потребностей «энергетически бедных» все же является относительно низкой, отмечается в докладе, особенно в сравнении с миллиардами, выделенными  правительствами многих развитых стран для спасения своих финансовых учреждений и автомобилестроительных компаний. «По сравнению с этим обеспечение 2 млрд. человек современными энергетическими услугами покажется действительно дешевым», – делают заключение авторы доклада, отмечая, что на развитие энергетики отводится лишь 4 млрд. долл. США ежегодно из средств, выделяемых на помощь развивающимся странам, в то время как требуются не менее нескольких десятков миллиардов.

Значительный инвестиционный толчок на пути к устойчивому будущему

Тем не менее, проблема предоставления каждому жителю планеты доступа к современным видам энергии не настолько велика по сравнению с удовлетворением резко возросших энергетических потребностей развивающихся стран для достижения ими экономического роста и обеспечения энергетическими услугами растущего городского населения. 

Переход на более широкое использование «чистых» источников энергии для удовлетворения растущего спроса является технически вполне возможным.  Авторы Обзора настаивают, что такой переход не является чем–то неизбежным или чем–то не имеющим особого значения. Признавая, что подобный переход «приведет к беспрецедентным и потенциально очень дорогостоящим социально–экономическим переменам» в развивающихся странах, авторы Обзора настаивают на том, что достижение такого перехода станет возможным при создании «нового глобального курса», способного привести к увеличению инвестиций и направлению ресурсов в целях перехода на низкоуглеродную экономику и адаптации к неизбежным изменениям климата.

Для получения выгод от эффекта масштаба и технологических решений, настаивают авторы Обзора, необходимы значительные стартовые инвестиции, в частности со стороны государственного сектора, в новую энергетическую инфраструктуру, в дополнительные исследования и разработки, направленные на снижение себестоимости. Данные усилия будут тормозиться ограниченностью местных источников финансирования и ограниченным доступом многих развивающихся стран к международным рынкам капиталов, в частности, к рынку облигаций. Если инвестиции будут направляться на переход к более «чистым» источникам энергии, потребуется широкая международная поддержка в рамках международной инвестиционной программы.

Во сколько обойдется достижение этих целей?

Существуют самые различные прогнозные расчеты стоимости дополнительного финансирования, необходимого для решения задач по смягчению последствий и адаптации к изменениям климата, при  этом такие расчеты зачастую берут во внимание самые различные факторы, включая различные целевые цифры по снижению газов, вызывающих парниковый эффект. Такие расчеты могут варьировать в диапазоне от 0,2 до 2 процентов Мирового Валового Продукта (МВП) или от 180 млрд. долл. США до 1,2 трлн. долл. США ежегодно. Тем не менее, огромных расходов для большинства проектов не потребуется до 2030 года. Авторы доклада выступают против этого широко распространенного мнения, выдвигая идею того, что значительные дополнительные инвестиции для смягчения последствий и адаптации должны быть осуществлены раньше и  в размере не менее 1 процента МВП, или 500–600 млрд. долл. США, ежегодно. Неспособность мыслить решительно в  новых условиях приведет к опасности погрязнуть в инвестициях в «грязные» источники энергии еще на нескольких десятилетий. А продолжение нынешнего курса игнорирования проблем или претворение лишь частичных изменений приведет к снижению МВП до 20%.

По любым расчетам, подчеркивают авторы Обзора, средства по двухсторонним и многосторонним соглашениям, обещанные и ожидаемые для решения проблемы изменения климата в ближайшее время, являются удручающе недостаточными.

Ожидается, что половину всех дополнительных расходов на борьбу с газами, вызывающими парниковый эффект, придется нести развивающимся странам, поскольку по прогнозам инвестиции этих стран в энергетику будут расти более быстрыми, чем в развитых странах, темпами.

В настоящее время, примерно 21 млрд. долл. США выделяется ежегодно по официальным программам развития на решение проблем изменений климата, большая часть из которых идет на снижение уровня этих изменений. На финансирование климатических изменений требуется сумма, превосходящая данную сумму в несколько раз.  Если международное сообщество серьезно нацелено на создание «нового глобального курса», замечают авторы Обзора, следует серьезно подойти к выделению средств в таком же объеме, который был выделен на борьбу с финансовым кризисом и политическим экстремизмом.

В докладе говорится, что сложность в достижении даже нынешних уровней помощи наводит на мысль, что глобальное финансирование решения проблемы климатических изменений потребует целенаправленных усилий со стороны  развитых стран для обеспечения  энергичного руководства в борьбе с изменением климата и для укрепления международного сотрудничества. Потребуются также усилия со стороны развивающихся стран, направленные на  мобилизацию более значительных их ресурсов для инвестиций в «чистые» источники энергии для достижения устойчивого развития.

Дальнейшие действия

Решение проблем изменения климата требует различных подходов со стороны развитых и развивающихся стран, подчеркивается в Обзоре. Рыночные меры, включая квоты на эмиссию двуокиси углерода, ограничение и торговля квотами на выбросы или налоговые схемы, используемые в развитых странах, являются неприемлемыми для развивающихся стран. «Возможно, более прагматичным и дальновидным,  – говорится в докладе,  –  является признание того, что рынок квот на эмиссию двуокиси углерода будет продолжать расширяться, но темпы и масштаб этого расширения будет недостаточным для того, чтобы помочь развивающимся странам преодолеть финансовые ограничения для достижения роста экономики и снижения уровня выбросов».

Вместо этого, говорится в Обзоре, предпочтительным вариантом для развивающихся стран должно стать сочетание широкомасштабных инвестиций и эффективных правовых мер. Для этого потребуются решительная и постоянная приверженность правительств развивающихся стран и, что не менее важно, масштабная и эффективная многосторонняя поддержка  для обеспечения финансирования и передачи технологий.

В докладе определяется целый круг возможных многосторонних мер по поддержке глобальной инвестиционной программы, включая мировой фонд развития «чистых» источников энергии, режим специального закупочного тарифа для поддержки альтернативных источников энергии, программу климатических технологий и более сбалансированный режим защиты интеллектуальной собственности для облегчения передачи «чистых» технологий.

Все это, наряду с активными национальными программами правительств, способно стать руководством для частного сектора, говорится в докладе, в котором при этом отмечаются успешные инициативы развивающихся стран в данной области, такие, как программа использования этанола в Бразилии и программа альтернативных источников энергии в Китае. В докладе приводится также более ранняя успешная программа « Управление ресурсами бассейна Теннеси»  в США, которая обеспечила энергией и трансформировала целый регион после Второй мировой войны.

В Обзоре говорится, что отличительной особенностью нынешней ситуации является то, «что новый инвестиционный курс, необходимый для решения проблемы изменения климата, должен рассматриваться в качестве действительно глобального проекта».

Обзор на русском языке: здесь

За дополнительной информацией обращайтесь:

Департамент общественной информации ООН, Нью–Йорк
Newton Kanhema, эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел. 212–963–5602
Franck Kuwonu, эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел. 212–963–8264
Веб–сайт: www.un.org/esa/policy/wess

Опубликовано Департаментом общественной информации ООН 

Поделиться новостью