Агенства ООН:
Всемирный день моря

Всемирный день моря — один из международных дней в системе Организации Объединенных Наций. Этот день отмечается с 1978 года по решению Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации в один из дней последней недели сентября (28 сентября в 2009 году). Всемирный день моря посвящён проблемам экологической безопасности морских перевозок, сохранению биоресурсов.

Всемирный день моря — один из международных дней в системе Организации Объединенных Наций. Этот день отмечается с 1978 года по решению Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации в один из дней последней недели сентября (28 сентября в 2009 году). Всемирный день моря посвящён проблемам экологической безопасности морских перевозок, сохранению биоресурсов.

Около 70% нашей планеты покрыто водой. Биомасса всех морских обитателей – от водорослей до голубых китов – составляет 90% биомассы всех живых организмов планеты. Ежегодно используется 70% мирового запаса рыбы, и это значительно превышает возможности ее естественного восстановления. Многие морские животные исчезли навсегда. По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб как тунец, треска, марлин выловлены на 90%. Каждый год в моря и океаны выливается около 21 млн бареллей нефти. Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 тысяч морских млекопитающих в год.

В связи с глобальным потеплением за последние 100 лет уровень воды в крупных водоемах планеты поднялся на 10–25 сантиметров. Газообразные токсические вещества, такие как оксид углерода, оксид серы, попадают в морские воды через атмосферу. Степень загрязнения морской воды все больше и больше увеличивается. Нередко способность морей и океанов к самоочищению оказывается уже недостаточной. В основном поля загрязнений формируются в прибрежных водах крупных промышленных центров и узких рек, а так же в районах интенсивного судоходства и добычи нефти.

Важную роль в борьбе с загрязнениями морей имеет Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Она была принята в 1958 г. и дополнена в 1960 и 1971 гг. В 1958 г. была создана межправительственная Морская консультативная организация, основная роль которой вначале ограничивалась контролем за соблюдением положений Конвенции. На Международной конференции, созванной в Лондоне в октябре 1973 г. была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. В Приложениях к основному документу изложены международные стандарты допустимых сливов, даны рекомендации по оснащению судов оборудованием, необходимым для сохранения чистоты моря. Конвенция устанавливает особо жесткие нормы содержания нефти в воде, сбрасываемой танкерами.

Республика Беларусь, являясь внутриконтинентальным государством, заинтересована в выходе к портам Балтийского моря через водный путь Днепр–Висла–Одер и включении водных путей республики в сеть внутренних водных путей Западной Европы. Данный водный путь, созданный в конце XVIII в. и соединяющий Черное и Балтийское моря, просуществовал до Второй Мировой войны. В республике имеется около 3,5 тыс. км водных путей, из которых в настоящее время используется для судоходства около 2 тыс. км. Судоходство осуществляется по рекам Днепр, Припять, Березина, Западная Двина, Сож, Неман. Республика активно сотрудничает с Калининградом, Ригой и другими приморскими центрами по вопросу использования портов. А Белорусский союз военных моряков даже выступил с идеей создания белорусского военно–морского флота. По подсчетам Академии наук на территории Беларуси проживает более 150 тысяч военных моряков, а день Военно–морского флота отмечается наравне с днем ВДВ или Днем пограничника.

Поделиться новостью