Агенства ООН:
МОТ: Регулирование труда, достойная работа, экономический кризис и кризис занятости взаимосвязаны

Вторая конференция по проблемам регулирования условий труда 6 - 8 июля 2011 г., созванная при содействии Международной организации труда (МОТ), была посвящена в частности вопросам благотворного влияния фактора регулирования труда на экономику и рынок труда, проблемам и возможностям, связанным с таким регулированием, влиянию недавнего экономического кризиса на регулирование рынков труда, а также возможному вкладу фактора регулирования труда в процесс экономического восстановления. Это особенно важно в связи с множеством недоразумений, касающихся концепций регулирования труда.

Вторая конференция по проблемам регулирования условий труда 6 - 8 июля 2011 г., созванная при содействии Международной организации труда (МОТ), была посвящена в частности вопросам благотворного влияния фактора регулирования труда на экономику и рынок труда, проблемам и возможностям, связанным с таким регулированием, влиянию недавнего экономического кризиса на регулирование рынков труда, а также возможному вкладу фактора регулирования труда в процесс экономического восстановления. Это особенно важно в связи с множеством недоразумений, касающихся концепций регулирования труда.

Конференция проводится усилиями всемирной Сети международных исследователей «Регулирование ради достойной работы» раз в два года в Женеве. Важнейшей целью второй конференции является предоление простой оппозиции аргументов за и против регулирования труда и концентрация внимания делегатов на вопросах повышения эффективности регулирования.

Слишком часто считается, что регулирование увязло в рамках дихотомии регулирование/дерегулирование. Такая модель навязывает нам узкое видение вопросов регулирования рынка труда, утверждающее, что сокращение или полное устранение правовых установлений является единственным путем к экономическому процветанию. Это – заблуждение. Исследования показали, что хорошо разработанный правовой режим в сфере трудовых отношений может оказать весьма позитивное воздействие на благополучие трудящихся, их семей и общин в целом, а дерегулированные системы не всегда дают ожидаемые результаты. Например, в Бразилии дерегулирование трудовых отношений привело к росту неформального сегмента рынка труда, а «гибкая модель» в США не смогла достигнуть одной из своих основных целей во время кризиса, касающейся создания новых рабочих мест.

Как отмечают эксперты МОТ, не все формы регулирования позволяют добиться положительных экономических результатов и нельзя сказать, что дерегулирование является абсолютно нежелательной мерой. Цель должна заключаться в достижении баланса между ростом, созданием новых рабочих мест и охраной прав рабочих, а это предполагает поиск наиболее эффективных регулирующих рамок. Эта задача соответствует Повестке дня в отношении достойной работы МОТ и Глобальному пакту в области занятости МОТ.

Эффективное регулирование трудовых отношений включает в себя по меньшей мере три ключевых элемента. Во–первых, необходимо полное понимание и оценка воздействия регулирующих рамок на ситуацию в области трудовых отношений. Для этого необходимы достоверные данные. Во–вторых, после разработки комплексных рамок, необходимо обеспечить их эффективное выполнение. Например, необходимо создать эффективные и хорошо обеспеченные ресурсами механизмы трудовых инспекций. Хорошим примером тому является опыт Бразилии. Опыт последних лет показывает, что модели менеджмента и организация работы трудовых инспекторов по обеспечению соблюдения регулирующих норм на низовом уровне имеют решающее значение в достижении эффективности работы трудовых инспекций. Рабочие и их организации также должны знать о правовых нормах, касающихся их статуса, чтобы иметь возможность отстаивать свои права. Только таким образом достойные условия труда могут быть созданы и сохранены.

Регулирование трудовых отношений является довольно непростым делом, а потому необходимы специальные модели, которые отражали бы его сложность. Во–первых, необходима новая методология для анализа эффективности мер вмешательства на рынке труда. В частности, она должна признавать роль всех действующих сторон на рынке труда, и прежде всего нанимателей, в обеспечении эффективности регулирующих правовых норм. Во–вторых, необходимо осознавать, что регулирование рынка труда может по–разному сказываться на разных целевых группах. Поэтому существенно важно определить, как регулирующие рамки могут изменять положение различных групп на рынке труда, в том числе женщин, рабочих–мигрантов, а также занятых на «нестандартной» работе, в частности в условиях неполной занятости, по контрактам с ограниченным сроком действия, а также сезонных рабочих.

Хорошим примером того, как регулирование может способствовать улучшению положения рабочих, являются коллективные переговоры. Исследования показывают, что в странах с хорошо скоординированными системами индустриальных отношений коллективные переговоры могут быть частью инновационных регулирующих рамок, которые обеспечивают соблюдение эффективных трудовых стандартов, в то же время предоставляя социальным партнерам пространство для переговоров и адаптации положения рабочих к условиям конкретного предприятия. Примером может быть время работы. В рамках этих регулирующих рамок профсоюзы и наниматели в ряде европейских стран смогли заключить коллективные соглашения, которые уравновешивают заинтересованность предприятий в гибком рабочем графике и заинтересованность рабочих в осуществлении большего контроля в отношении своего рабочего графика.

Вместо создания препятствий на пути гибкой адаптации предприятий к требованиям рынка, коллективные переговоры могут быть средством, способствующим такой адаптации при обеспечении защиты интересов рабочих, полагают эксперты МОТ.

 

Поделиться новостью