Агенства ООН:
Проект Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Беларускiя народныя казкi для дзетак»

Ко дню подписания «Конвенции о правах ребенка» Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) приурочил проект «Беларускiя народныя казкi для дзетак» в рамках программы «Развитие детей младшего возраста». Старинные белорусские сказки, найденные в различных регионах Беларуси музыкантом и солистом группы «Палац» Олегом Хоменко, являются уникальным собранием народного наследия белорусского фольклора и были безвозмездно переданы Олегом в ЮНИСЕФ.

«Кожнае дзiця мае права ведаць
и захоуваць культуру свайго народа»
- Канвенцыя аб правах дзицяцi

Ко дню подписания «Конвенции о правах ребенка» Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) приурочил проект «Беларускiя народныя казкi для дзетак» в рамках программы «Развитие детей младшего возраста».
Старинные белорусские сказки, найденные в различных регионах Беларуси музыкантом и солистом группы «Палац» Олегом Хоменко, являются уникальным собранием народного наследия белорусского фольклора и были безвозмездно переданы Олегом в ЮНИСЕФ.
Девятнадцать интересных и обучающих, поучительных и волшебных историй с уникальными иллюстрациями, созданными художницей Юлией Рудицкой, будут размещены 19 января на сайте ЮНИСЕФ (WWW.UNICEF.BY). В дополнение, на сайте можно будет найти иллюстрированную Конвенцию о правах ребенка, а также развивающие игры для детей.

*********
– В проекте «Беларускiя народныя казкi для дзетак» находят отражение все права ребенка: это право на любящую и полноценную семью, право на качественное образование, право на разностороннее и полноценное развитие, право на свободу самовыражения, право знать культуру своего народа, — рассказывает Юрий Оксамитный, представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. – В современной жизни родителям все сложнее становится уделять дополнительное время общению со своими детьми и нередко становится сложно разнообразить свое общение с ребенком, игры, рассказываемые на ночь сказки. Наш сайт с белорусскими сказками — это подарок семьям для того, чтобы сделать общение между родителями и детьми еще более увлекательным и разнообразным. В помощь родителям вы найдете также коментарии и советы психолога к каждой сказке.

А началось все с Поступка, с красивой и благородной инициативы Олега Хоменко. Около 20 лет музыкант Олег Хоменко собирал фольклор по всем регионам Беларуси. У него накопился целый клад из белорусских сказок, поговорок и легенд. Олег записал сказки в уникальной манере «одного голоса». Один голос Олега способен создать целый мир персонажей, захватывающих событий и чудес, а ведь именно так – голосом – и предавались сказки от бабушек вункам, от мам – деткам.

– Мое мнение – дети, на сегодняшний, день очень мало знают и интересуются белорусской культурой. Белорусский же язык практически не используется, а ведь язык и является основным проводником в понимании и осознании своей культуры. Поэтому очень важно, чтобы родители не только читали белорусские сказки, но и научились их рассказывать. И необязательно так, как я. Попробуйте по–своему. И тогда вы почувствуете, что это и есть чудесное духовное богатство, которое вы передаете своим детям,–говорит Олег Хоменко.

Проект «Беларускiя народныя казкi для дзетак» стал первой пробой пера для сайта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. Сайт ЮНИСЕФ (www.unicef.by) будет содержать информацию о деятельности и программах ЮНИСЕФ в Беларуси, о сотрудничестве с правительством Республики Беларусь, об информационных ресурсах и инициативах ЮНИСЕФ и его парнтеров в стране, а также об опыте работы по проблемам детей в странах мира. Популярный проект 2006 года «Калыхнкi», созданный для детей и родителей нашей страны Змицером Вайцюшкевичем и ЮНИСЕФ, также можно будет найти на сайте ЮНИСЕФ.

Наталья Александрович, координатор программы «Развитие детей раннего возраста» Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ):

– Сейчас на сайте ЮНИСЕФ вы найдете весь проект «Беларускiя народныя казкi для дзетак». Управление сайтом www.unicef.by сделано так, чтобы даже человек, который раньше не сталкивался с Интернетом (например, ваша бабушка), понял, как им пользоваться. Сайт ЮНИСЕФ – это не только информационная страничка о сказках для детей. Основная функция сайта – интерактивность. В будщем мы хотим, чтобы наш сайт давал возможность детям, родителям, специалистам и журналистам получать ответы на многие вопросы, касающиеся соблюдения прав детей в нашей стране. Мы верим в то, что соблюдать право ребенка, например, знать и хранить культуру своего народа – это задача и обязанность каждого отдельного гражданина и всей страны в целом. Интерактивность сайта ЮНИСЕФ позволит семьям и детям получить именно ту информацию о правах ребенка, которой им не хватает и наиболее интересует, а ЮНИСЕФ, в свою очередь, будет иметь уникальную возможность предоставления наиболее корректной и адекватной информации каждому отдельному человеку. Так что присылайте нам ваши предложения по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – нам важно ваше мнение.

На сайте также есть комментарии профессионального психолога: чему и как учат ребенка сказки, как правильно их читать вместе с ребенком.

– Совсем маленькие дети, от двух лет, легко ассоциируют себя с животными из сказок, – рассказывает психолог Сергей Попов. – Так, например, сказка «Кот i дурань» побуждает детей к активному и уверенному поведению. Там дурень не имеет ума, не получил хозяйства в наследство, но получил в наследство такого кота, который с лихвой компенсирует всю его глупость, решая его проблемы. Для лучшего усвоения мудрости сказки нужно вновь и вновь разыгрывать ее сюжет вместе с ребенком. Так, постепенно, можно приучать ребенка к труду и использовать игру для обучения новым навыкам и умениям.

Информация о Конвенции о правах ребенка

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами–членами ООН.

Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно–правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных отголода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами–членами ООН, кроме США и Сомали.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека.В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

К 20–летию принятия Декларации прав ребенка ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор–международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека – прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, а 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).
После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах–участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Поделиться новостью