Агенства ООН:
Дом для каждого ребенка

9 ноября 2011 года состоится межведомственный круглый стол «Жизнеустройство детей до 3 лет, оставшихся без попечения родителей: проблемы и перспективы», который проводится в рамках Региональной инициативы Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) для стран Центральной и Восточной Европы и Средней Азии «Остановить помещение детей до 3 лет в интернатные учреждения»*.

9 ноября 2011 года состоится межведомственный круглый стол «Жизнеустройство детей до 3 лет, оставшихся без попечения родителей: проблемы и перспективы», который проводится в рамках Региональной инициативы Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) для стран Центральной и Восточной Европы и Средней Азии «Остановить помещение детей до 3 лет в интернатные учреждения»*.

Партнерами выступают Министерство образования и Министерство здравоохранения Республики Беларусь, а также Представительство Частной компании с ограниченной ответственностью «Hope&Homes for Children» (Великобритания).

Участники круглого стола ставят своей целью определить пути развития национальной системы защиты детства по деинституционализации детей в возрасте до 3 лет. В ходе круглого стола участники также:

проанализируют основные причины институционализации детей в возрасте до 3 лет;
определят механизмы обеспечения детей в возрасте до 3 лет, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства;
представят региональный опыт работы по деинституционализации детей в возрасте до 3 лет в Республике Беларусь.

К участию в круглом столе приглашаются депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, руководители Министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, внутренних дел, представители управлений (комитетов) здравоохранения  и образования облисполкомов, Минского горисполкома, общественные организации, приемные родители и усыновители.

Также мы будем рады видеть представителей СМИ на нашем круглом столе.

Для справки:

Ранее детство – период от рождения до 3–х лет – является самой важной фазой развития в жизни ребенка. Помещение младенца в государственные учреждения вызывает серьезную озабоченность ввиду разрушающего эффекта, которое оно имеет на здоровье и развитие такого маленького ребенка. Негативное влияние на физическое и интеллектуальное развитие, эмоциональную сферу, культурные и личностные особенности ребенка, а также способности к полноценному развитию может оказаться необратимым. Практика показывает, что за каждые три месяца, проведенные в интернатом учреждении, ребенок отстает на месяц в развитии.

Защита права ребенка на проживание в семейном окружении – одно из приоритетных направлений деятельности ЮНИСЕФ. В июне 2011 ЮНИСЕФ обратился к правительствам и мировой общественности с призывом прекратить помещение детей младше 3–х лет, включая детей с особенностями развития, в интернатные учреждения.

Круглый стол состоится:

Гостиница ‘Crowne Plaza’ (ул. Кирова, 13), зал ‘Princess’, 2–ой этаж
Время проведения 11.00–15.00, регистрация начинается в 10.30

За дополнительной информацией обращаться:

Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь
Новиченок Юлия, координатор информационных программ, тел. 635 21 16 (velcom)
Ананенко Марина Геннадьевна, «Защита прав детей», советник, тел. 210–46–39

Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Богдан Елена Леонидовна, начальник отдела медицинской помощи матерям и детям, тел. 222 65 98

Министерство образования Республики Беларусь
Руденкова Галина Ивановна, начальник отдела социально–педагогической работы и охраны детства, тел. 200–87–50

___________________________

Остановите помещение детей до 3 лет в интернатные учреждения*

Призыв к действию:
пришло время дать детям более подходящую возможность начать жизнь,

чем начать ее в интернатном учреждении.

Давайте будем работать вместе над изменением системы.

ЮНИСЕФ призывает правительства стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии прекратить помещение детей младше 3–х лет, включая детей с особенностями развития, в интернатные учреждения.

Отчет ЮНИСЕФ «Дома или «как дома?» обращает внимание на тот факт, что за последние 20 лет произошли лишь незначительные изменения в области реформы по уходу за ребенком, и пришло время прекратить практику помещения детей в государственные учреждения интернатного типа. Помещение детей младше 3–х лет в интернатные учреждения должно быть запрещено, за исключением случаев, когда это делается при крайней необходимости на короткий срок, не превышает шести месяцев и соответствует наилучшим интересам ребенка.

Нынешняя ситуация в регионе способствует этому переходу. Современные знания о влиянии интернатного ухода на развитие детей, а также о европейских стандартах в области альтернативных форм ухода за ребенком подтверждают приоритетность политики, связанной с вопросами благополучия маленьких детей, выделения необходимых средств на ее реализацию и развития услуг в этой сфере.

Мы верим, что сейчас то самое время. И нам нужно работать совместно, чтобы изменить ситуацию.

Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы и государствах СНГ

В регионе Центральной и Восточной Европы и государств СНГ наблюдается самый высокий уровень численности детей, воспитывающихся в условиях альтернативного ухода за ребенком: 1,3 миллиона детей, что составляет более одного ребенка на сотню. Количество детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в 22 странах региона делает ЦВЕ/СНГ худшим регионом мира по этому показателю. Более 626 000 детей находятся в учреждениях этого типа. В среднем уровень численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, в регионе оставался стабильным с 2000 года. Однако в 12 странах в период с 2000 по 2007 он увеличился. Это означает, что, несмотря на осуществляющуюся реформу, помещение в интернатные учреждения все чаще используется в более чем половине стран региона.

Обзор базы данных TransMonee, которые имеются по 16 странам региона, показывает наличие более 31 000 детей младше 3–х лет, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Ключевыми факторами столь высокого уровня институализации детей в регионе (в отличие от стран с более низким уровнем), являются бедность, а также  другие социально–экономические факторы, которые оказывают большее влияние, чем защита от жестокого обращения (на которое система защиты в странах ЦВЕ/СНГ часто реагирует с опозданием). Во многих странах доля детей с особенностями развития в интернатных учреждениях составляют до 60%. В некоторых странах значительную долю детей в интернатных учреждениях составляют находящиеся в неблагоприятном положении этнические меньшинства, например рома.

Все страны региона ЦВЕ/СНГ вовлечены в реформу системы по уходу за ребенком. Однако процесс реформирования проходит медленно и с разной степенью эффективности, а достигнутый прогресс носит очень неустойчивый характер. Реформы не всегда имеют должного влияния на общую ситуацию. Трудно отрицать тот факт, что странах ЦВЕ/СНГ институализация детей является «привычкой», которая усиливается возрастающим социально–экономическим неравенством. Комитет ООН по правам ребенка выражает серьезную озабоченность этой ситуацией.

С целью повышения эффективности реформ ЮНИСЕФ призывает на приоритетной основе уделить внимание предотвращению помещения детей до 3–х лет в интернатные учреждения. Данный подход в равной степени коснется детей с особенностями развития и в течение 4–х лет сократит количество детей, помещенных в интернатные учреждения, на 20%.

Основываясь на знаниях о влиянии институлизации на детей…

Международный доклад по вопросу о насилии в отношении детей (2006 г.) отмечает негативное влияние процесса институционализации на детей, которое может включать слабое физическое здоровье, серьезное отставание в развитии, инвалидность и необратимый психологический ущерб.

Ранее детство – период от рождения до 3–х лет – является самой важной фазой развития в жизни. Взаимное влияние раннего опыта и экспрессии генов отражаются на созревании мозга. Помещение младенцев в интернатные учреждения вызывает серьезную озабоченность ввиду разрушающего эффекта, которое оно носит для раннего здоровья и развития детей. Негативное влияние на физическое и когнитивное развитие, эмоциональную защиту и устройство, культурные и личностные особенности, а также способности к развитию в целом может оказаться необратимым. Дети, которые начинают жизнь позади ровесников остаются позади них на всю жизнь!

Современное исследование зафиксировало многочисленные проблемы, выявленные у маленьких детей, взятых на попечение из интернатных учреждений в Восточной Европе. Отклонения включают различные серьезные медицинские проблемы, физические и функциональные нарушения работы головного мозга, когнитивные проблемы, задержки в развитии речи, отклонения в сенсорном, социальном и поведенческом развитии, включая невнимательность, повышенную активность, нарушение привязанности, а также синдром, похожий на аутизм.

Практика показывает, что за каждые три месяца, проведенные в интернатном учреждении, ребенок отстает на месяц в развитии.

… а также международных и европейских стандартах в области прав человека

Конвенция ООН о правах инвалидов (вступила в силу в 2008 г.) в статье 19 подчеркивает необходимость развития качественных и устойчивых альтернатив институциональному уходу, требующую перехода государственной политики от институционализации к развитию услуг на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества.

Комитет ООН по правам ребенка в своем Замечании общего порядка № 9 «настоятельно призывает государства–участники использовать практику помещения детей в специализированные учреждения только в качестве крайней меры, когда это абсолютно необходимо и отвечает наилучшему обеспечению интересов ребенка».

В рекомендации Совета Европы о деинституционализации и жизни в обществе детей с ограниченными возможностями (CM/Rec(2010)2) подчеркивается, что помещение детей в учреждения интернатного типа «усиливает озабоченность относительно совместимости этой меры с осуществлением прав ребенка» и рекомендует правительствам государств–членов Совета Европы «принять все законодательные, административные и другие меры, отвечающие этой ситуации и соблюдающие принципы, сформулированные в Приложении к настоящей Рекомендации, с тем, чтобы заменить предложение институционализации услугами, предоставляемыми по месту проживания, в разумные сроки и в рамках всеобъемлющего подхода».

В Руководящих указаниях ООН по альтернативному уходу за детьми (2009 г.) подчеркивается необходимость использования учреждений интернатного типа только в тех случаях, когда это является особенно подходящим и необходимым вариантом (пункт 21), а также тот факт, что альтернативный уход за маленькими детьми, особенно в возрасте до 3 лет, должен предоставляться в окружении на базе семьи (пункт 22).

…Соблюдать принцип, допуская некоторые исключения

Руководящие указания ООН по альтернативному уходу за детьми включают некоторые потенциально допустимые исключения из принципа предоставления опеки семейного типа детям младше 3–х лет.

Первым является желательность не разлучения родных братьев и сестер: так, если нет возможности предоставить опеку семейного типа для всей группы, то лучше оставить младенца вместе со своим родственником в интернатном учреждении, чем передать его в одиночку под опеку семейного типа.

Вторая группа исключений, имеющих особую важность, касается случаев, когда помещение на попечение производится в чрезвычайном порядке или «на установленный и очень ограниченный срок с запланированной, в конечном итоге, реинтеграцией в семью или другим надлежащим долгосрочным решением».

В целом результаты исследований показывают, что, если учреждение интернатного типа соответствует определенным стандартам (которые перечислены в Руководящих указаниях ООН по альтернативному уходу за детьми), то вероятность негативного эффекта на ранее развитие ребенка в случае помещения на очень ограниченный срок относительно мала.

…Настало время реформировать систему, раз и навсегда

Пять ключевых шагов на пути к изменениям:

  • внесение изменений в законодательство, ограничивающих помещение детей младше 3–х лет в учреждения интернатного типа случаями, когда это делается в качестве крайней меры, и устанавливающих жесткие условия для этого процесса; 
  • выделение необходимых ресурсов, отдавая при этом приоритет развитию соответствующих услуг на местном уровне, создающим альтернативные решения для детей младше 3–х лет, уделяя при этом особое внимание нуждам детей с особенностями развития;
  • необходимое выделение средств для поддержки уязвимых семей посредством развития услуг для них и оказания им содействия;
  • повышение потенциала и навыков персонала родильных и педиатрических отделений для оказания качественной помощи родителям новорожденных с особенностями развития и родителей из наиболее уязвимых групп, с целью препятствовать процессу институционализации;
  • активное сотрудничество со СМИ и гражданским обществом с целью пропаганды содействия социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с особенностями развития.

Поделиться новостью