Агенства ООН:

Согласно нормативному акту, насилие в семье определяется как «умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания». Закон распространяется не только на супругов в официальном браке и родственников, но и на иных граждан, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Таким образом, даже если союз не зарегистрирован, его участники тоже защищены законом.

Согласно нормативному акту, насилие в семье определяется как «умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания». Закон распространяется не только на супругов в официальном браке и родственников, но и на иных граждан, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Таким образом, даже если союз не зарегистрирован, его участники тоже защищены законом.

В отношении гражданина, совершившего насилие в семье, может применяться защитное предписание. Это принципиально новая мера для белорусского законодательства. Защитным предписанием семейному агрессору запрещается:

–предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье;

–посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье;

–общаться с пострадавшим, в том числе по телефону и с использованием интернета.

Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшей стороной жилое помещение на срок от трех до тридцати суток и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

–Для Беларуси это важный этап совершенствования законодательства по противодействию домашнему насилию, – отметила руководитель проектов по предотвращению домашнего насилия и обеспечению гендерного равенства Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Республике Беларусь Ольга Лукашкова. – Необходимо время для оценки эффективности правоприменительной практики новых мер. Это может стать одним из следующих шагов к созданию отдельного закона о домашнем насилии, как рекомендовано международным сообществом.

В рамках проектов по предотвращению домашнего насилия и обеспечению гендерного равенства ЮНФПА была проведена экспертиза системы противодействия домашнему насилию в Республики Беларусь и организовано обучение специалистов, работающих с пострадавшими от домашнего насилия. Эти и другие мероприятия способствовали принятию закона.

–Инициативы, которые воплотились в законе, были реализованы при поддержке ЮНФПА в рамках проекта международной технической помощи «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь», — рассказал начальник управления профилактики Министерства внутренних дел Республики Беларусь, национальный координатор проекта Олег Каразей. – Мы получили возможность изучить передовой международный опыт, что позволило наладить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с домашним насилием в пилотном регионе проекта – Брестской области.

Вступление закона в силу позволит более эффективно вести профилактику насилия в семье и оказывать помощь пострадавшим.

Получить больше информации о предупреждении домашнего насилия, о мерах в отношении агрессоров и оказании помощи пострадавшим можно во время прямой телефонной линии, организованной Министерством внутренних дел Республики Беларусь. В пятницу, 18 апреля, с 11.00 до 12.00 на вопросы будет отвечать начальник управления профилактики МВД подполковник милиции Олег Георгиевич Каразей по тел. (8–017) 218–55–30.

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» № 122–з принят 4 января 2014 года и опубликован здесь. С началом действия нового нормативного акта утратил силу Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Поделиться новостью