ООН В БЕЛАРУСИ :  english беларуская
 
www.un.org www.un.by
   
 

Новости

Основные сведения

О Беларуси

Документы


  Рамочная Программа ООН
  Права человека
  Устав ООН
  Конвенция о правах ребенка
  Статут Международного Суда
  Положения и соглашения
  Доклады Генерального секретаря

Библиотека

Полезные ссылки

Вакансии системы ООН

Закупки

Контакты



Поиск по сайту
 




 
 



 

Радио ООН: Экспресс ООН 70

The Minsk Times: Дерево мира и Экспресс ООН 70

Центр новостей ООН: Экспресс ООН совершает поездку по Беларуси

Радио ООН: Об итогах взаимодествия и планах на будущее

Ток-шоу "Форум": Беларусь и ООН

Радио Беларусь - День ООН Интервью с С.Самарасинхой







  Миротворчество ООН













Телевидение и видео


Радио







Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие»


 
 Положения и соглашения 
Об открытии временных отделений ООН
Между ПРООН и правительством Беларуси
Между ООН и правительством Беларуси
Об открытии временных отделений ООН

Доклад Генерального секретаря

Добавление

I. ВВЕДЕНИЕ


1. Настоящий доклад представлен во исполнение содержащегося в документе А/С.5/ 47/89 от 23 марта 1993 года обязательства Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее доклад об опыте, накопленном в создании и обеспечении функционирования семи временных отделений Организации Объединенных Наций, учрежденных в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Узбекистане и Украине. Следует напомнить, что в моем первом годовом докладе о работе Организации я заявил о своем намерении опираться на опыт, накопленный этими временными отделениями, в целях дальнейшего совершенствования комплексного подхода, заключающегося в обеспечении единого присутствия Организации Объединенных Наций на уровне стран, что, по моему мнению, необходимо для усиления влияния Организации и облегчения межучережденческой координации деятельности в целях удовлетворения конкретных потребностей стран и поддержки предпринимаемых национальных усилий.

2. Таким образам, настоящий доклад — доклад сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи, в котором широко затрагиваются аспекты политики и на который содержится ссылка в пункте 4 семнадцатого доклада Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам (А/47/7/Add.16 от 30 марта 1993 года). В докладе анализируется накопленный до настоящего времени опыт и излагается моя нынешняя позиция относительно будущих направлений деятельности.


I I. СОЗДАНИЕ СЕМИ ВРЕМЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

3. Цель принятого мною в 1992 году решения о создании временных отделений Организации Объединенных Наций в некоторых странах Содружества Независимых Государств (СНГ) и в Грузии — Организация Объединенных Наций ранее не имела представительства на местах в этих странах — заключается в обеспечении с самого начала надлежащего скоординированного подхода Организации Объединенных Наций в вопросах удовлетворения конкретных потребностей этих стран. Эти потребности включают оказание помощи в области развития на переходном этапе; все эти страны в настоящее время являются новыми странами–получателями. Однако этим странам также необходима информация, касающаяся различных способов, позволяющих Организации Объединенных Наций содействовать их социально–экономическому развитию и переходу к независимости. Некоторые из этих стран испытывают настоятельную необходимость осуществления программ по оказанию гуманитарной помощи. Некоторые страны оказались вовлеченными в фактические или потенциальные конфликты, в связи с которыми Генеральный секретарь был уполномочен или в скором времени будет наделен полномочиями играть миротворческую роль. Таким образом, они обеспечивают возможность разработки новой модели представительства Организации Объединенных Наций на страновом уровне, содействующей применению комплексного подхода, который обеспечил бы всеобъемлющее решение политических, социально–экономических, экологических и гуманитарных проблем, обусловленных ситуацией, сложившейся в каждой из этих стран. Генеральная Ассамблея была информирована об этом подходе в моей записке от 26 октября 1992 года (А/47/419/Add.3); он полностью соответствует просьбе, впоследствии обращенной ко мне в контексте задач в области развития, содержащейся в пункте 49 резолюции 47/199 Генеральной Ассамблеи от 22 декабря 1992 года, в котором ко мне обращена просьба обеспечить, чтобы оперативная деятельность в целях развития в рамках системы Организации Объединенных Наций, которая проводится в новых странах–получателях, с самого начала осуществлялась на основе комплексного, единого, экономически эффективного и новаторского подхода к сотрудничеству в области развития и деятельности в соответствующих странах.

4. При разработке новой модели представительства Организации Объединенных Наций в этих странах в мои планы не входили подрыв или замена существующих механизмов координации. Напротив, я намеревался и намерен обеспечить такое представительство на основе уже имеющихся механизмов в этих областях деятельности Организации Объединенных Наций, в которых оно пока отсутствует, и тем самым содействовать обеспечению более полного и комплексного присутствия Организации Объединенных Наций в соответствующих странах.

5. Главный действующий механизм — это система координаторов–резидентов по вопросам оперативной деятельности в целях развития системы Организации Объединенных Наций, предусмотренной в резолюции 32/197 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1977 года. В своей резолюции 41/199 Ассамблея просила меня укреплять систему координаторов–резидентов и указала ряд конкретных способов, позволяющих добиться этого. В частности, координаторам–резидентам отводилась руководящая роль в вопросах оказания системой Организации Объединенных Наций помощи тем странам, которые приняли решение о составлении документов о национальных стратегиях. Один из принципов, утвержденных Ассамблеей в ее резолюции 46/182 от 19 декабря 1991 года, также предусматривал выполнение координаторами–резидентами обычных функций, связанных с координацией гуманитарной помощи системы Организации Объединенных Наций на страновом уровне, предоставляемой в связи со сложными чрезвычайными ситуациями, которые требуют скоординированного реагирования. (В своей резолюции 47/168 от 22 декабря 1992 года Генеральная Ассамблея просила меня, в частности, провести обзор эффективности и результатов деятельности новых организационных механизмов).

6. С учетом исключительно важного значения развития во многих странах, в которых Организация осуществляет оперативную деятельность, и, принимая во внимание возложенные Генеральной Ассамблеей на координаторов–резидентов функции в области развития и оказания гуманитарной помощи, с самого начала я исходил из того, что почти во всех случаях один и тот же сотрудник будет выполнять функции представителя Организации Объединенных Наций и координатора–резидента и что этот сотрудник, как правило, будет являться представителем–резидентом Программы развития Организации Объединенных Наций. Что касается вопросов развития или гуманитарной деятельности, взаимодействие между представителями Организации Объединенных Наций и представителями различных программ Организации Объединенных Наций, фондов и отделений, действующих через временные отделения, почти во всех случаях будет регулироваться положениями резолюции 47/199 и других резолюций, в которых определены функции координаторов–резидентов, в том числе положениями резолюции 46/182, касающейся гуманитарной помощи.

7. Однако — и это является новым элементом в рамках данного — подхода представители Организации Объединенных Наций будут также выполнять функции по координации в дополнение к тем функциям, которые он/она будут выполнять в его/ее качестве координатора–резидента по вопросам развития и гуманитарным вопросам. Эти дополнительные функции будут включать функции по координации деятельности в области оказания гуманитарной помощи, поскольку в соответствии с резолюцией 46/182 они еще не входят в круг полномочий координаторов–резидентов. Они будут также заниматься вопросами общественной информации, прав человека и оказания поддержки Генеральному секретарю в тех случаях, когда с согласия соответствующих правительств Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности уполномочивают Генерального секретаря осуществлять деятельность в области превентивной дипломатии и выполнять миротворческие функции.

8. Именно ввиду этой общей координационной роли представителя Организации Объединенных Наций я с самого начала ясно дал понять, что если какая–либо программа Организации Объединенных Наций, фонд или отделение пожелают обеспечить свое присутствие на месте в странах, в которых уже существует объединенное отделение Организации Объединенных Наций, я полагал бы, что их представитель войдет в состав такого отделения. Кроме того, я выразил надежду на то, что специализированные учреждения предпочтут быть представленными в этих отделениях. В то же время я ясно указал, что эти дополнительные координационные функции представителя Организации Объединенных Наций, как и функции координатора–резидента, соответствуют положениям пункта 38с постановляющей части резолюции 47/199 без ущерба индивидуальным особенностям и, где это уместно, представительству различных органов Организации Объединенных Наций, осуществляющих деятельность на местах в соответствующей стране.

9. Эти соображения, наряду с выводами Административного комитета по координации (АКК) на его очередной сессии в 1992 году относительно роли Организации Объединенных Наций в странах СНГ (см. А/С.5/47/89, пункты 4–7), служили руководством для моих усилий по созданию объединенных отделений Организации Объединенных Наций в вышеупомянутых семи странах. Мои предложения, выдвинутые в этой связи, были позитивно встречены заинтересованными правительствами, и были заключены необходимые соглашения с принимающими странами. Я поручил выполнение задачи по созданию этих отделений ПРООН и Департаменту общественной информации (ДОИ). Учитывая в определенной степени экспериментальный характер этой деятельности и тот факт, что в регулярном бюджете на двухгодичный период 1992–1993 годов не предусматриваются ассигнования для покрытия доли расходов Организации Объединенных Наций, эти объединенные отделения именовались мною как "временные отделения". Первое временное отделение открылось в Беларуси 8 сентября 1992 года, после чего вскоре последовало открытие остальных отделений, завершившееся открытием отделения в Узбекистане 1 февраля 1993 года. В настоящее время четыре отделения возглавляются сотрудниками ПРООН, а три — сотрудниками Секретариата Организации Объединенных Наций.

10. Со времени своего создания временные отделения играют эффективную роль в удовлетворении насущных потребностей принимающих их правительств как в деятельности в области развития, так и в деятельности по оказанию поддержки переходному процессу, протекающему в соответствующих странах. Они оказывают консультационные услуги, рассчитанные на получение быстрых результатов и на краткосрочный период, с тем чтобы предоставлять консультации стратегического характера относительно подготовки кадров в социально–экономических областях, имеющих крайне важное значение для обществ, находящихся на переходном этапе. Они содействуют диалогу между национальными учреждениями в странах–реципиентах и соответствующими органами Организации Объединенных Наций с целью выработки и осуществления программ комплексного технического сотрудничества, в рамках которых основное внимание уделяется приоритетным областям и решаются такие специфические вопросы, в решении которых Организация Объединенных Наций имеет относительное преимущество.

11. Временные отделения играют также определенную роль в содействии мероприятиям Организации по оказанию гуманитарной и чрезвычайной помощи в соответствующих странах. Эти мероприятия включают в себя оказание чрезвычайной помощи в связи с сильными наводнениями в Казахстане и оказание поддержки высокопоставленной делегации должностных лиц Организации Объединенных Наций, посетившей Украину и другие страны, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы. Отделения оказывают также помощь в подготовке и координации гуманитарных программ помощи в Азербайджане, Армении и Грузии.

12. Главы временных отделений в качестве представителей Организации Объединенных Наций выступают в роли звеньев прямой связи между руководящими работниками принимающих правительств и различными программами, фондами и отделениями Организации Объединенных Наций, когда принимающим странам требуется информация о том, какого рода поддержку они могут получить от Организации Объединенных Наций, и когда им надо связаться с Организацией по разнообразным вопросам, возникающим в связи с их независимостью. В тех странах, в отношении которых Генеральный секретарь получил мандат на оказание помощи в урегулировании фактически имеющих место и потенциальных конфликтов, временные отделения также были очень полезны как один из каналов связи между Генеральным секретарем и заинтересованными правительствами и как один из источников информации для включения в доклады, которые Генерального секретаря просил представить Совет Безопасности.

13. В осуществлении всех этих мероприятий временным отделениям удалось укрепить представление об Организации Объединенных Наций как комплексной системе, составные части которой способны работать сообща в поддержку принимающих правительств и в ответ на особые и насущные потребности стран, находящихся на переходном этапе. К чести представителей Организации Объединенных Наций и всех тех, кто трудится во временных отделениях, эти результаты были достигнуты невзирая на неизбежные первоначальные проблемы, встретившиеся при установлении новой формы представительства Организации Объединенных Наций в странах, в которых Организация ранее не была представлена.

14. В марте 1993 года мною было принято решение создать целевую группу с участием представителей Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Мировой продовольственной программы (ИПП), а также соответствующих департаментов Секретариата Организации Объединенных Наций. В их мандат входила выработка решений возникших оперативных трудностей насущного характера и предоставление мне консультаций по более широким директивным вопросам. Деятельность этой целевой группы позволила уточнить концепцию единого присутствия на страновом уровне на основе идей, изложенных в части 11 настоящего доклада.

I I I. НЫНЕШНЯЯ КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

15. Нынешняя концепция в том виде, в котором она сформировалась, может быть кратко изложена следующим образом:

а) временное отделение представляет собой базовую структуру, по возможности с использованием общих помещений, в рамках которой Организация Объединенных Наций и ее программы, фонды и отделения (ПРООН, ЮНФПА, УВКБ, ЮНИСЕФ и МПП, но также и Международная программа Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами (ПКНСООН) и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), если они действуют в соответствующей стране) осуществляют деятельность в соответствующей стране согласно своему мандату;

Ь) временное отделение возглавляется представителем Организации Объединенных Наций, назначаемым Генеральным секретарем после консультаций с руководителями соответствующих программ, фондов и отделений;

с) законный статус и общие отношения отделения с принимающим государством регулируются соглашением, которое подготавливается и переговоры по которому проводятся Управлением по правовым вопросам Организации Объединенных Наций;

d) представитель Организации Объединенных Наций обычно (и до сих пор неизменно) назначается также в качестве координатора–резидента по вопросам оперативной деятельности в целях развития системы Организации Объединенных Наций (после обычных межучережденческих консультаций) и выполняет функции, закрепленные Генеральной Ассамблеей в резолюции 47/199 и других резолюциях, в которых определяются функции координатора–резидента;

е) что касается деятельности в области развития или гуманитарной деятельности, то отношения между представителем Организации Объединенных Наций (полагая, что он/она является также координатором–резидентом) и представителями различных программ, фондов и отделений Организации Объединенных Наций, действующих на базе временного отделения, регулируются положениями резолюций 47/199 и других соответствующих резолюций, включая резолюцию 46/182 касательно гуманитарной помощи;

f) в отношении всех других видов деятельности представители различных программ, фондов и отделений Организации Объединенных Наций, действующих на базе временного отделения, полностью информируют представителя Организации Объединенных Наций о своей деятельности, с тем чтобы он/она мог/могла выполнять необходимую координационную функцию;

g) если в отделении возникают трудности, которые представитель Организации Объединенных Наций не способен разрешить на месте, то он/она обращается с ними в штаб–квартиры соответствующих программ, фондов и отделений Организации Объединенных Наций, с тем чтобы можно было изыскать приемлемое для всех решение;

h) с учетом подпунктов с, е пункта 15 выше каждая программа, каждый фонд или каждое отделение Организации Объединенных Наций, представленные во временном отделении, непосредственно подчиняются своему руководящему органу и непосредственно получают указания от него и ведут переговоры и согласовывают свою деятельность напрямую с правительством в соответствии со своим мандатом;

i) в целях, указанных в предыдущем подпункте, соглашение, упомянутое в пункте 15с выше, включает в себя положение о том, что каждое учреждение, программа, фонд или отделение Организации Объединенных Наций заключают с принимающим правительством дополнительное соглашение, касающееся условий сотрудничества и помощи в отношении согласованных проектов в рамках мандата каждого из них;

j) управление отделениями поручается ПРООН. Опыт, накопленный благодаря использованию механизмов Совместной консультативной группы по вопросам политики и в местах службы, где уже практикуется использование общих помещений/услуг, служит основой для определения общих элементов и создания механизмов совместного несения расходов на базе взаимной договоренности между Организацией Объединенных Наций, ее программами, фондами и отделениями.

IV. БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ

16. Существуют четыре группы причин, в соответствии с которыми мне представляется важным добиваться дальнейшего прогресса в обеспечении более комплексного присутствия Организации Объединенных Наций на страновом уровне.

17. Первая группа причин связана с моим убеждением в том, что основная обязанность Организации Объединенных Наций заключается в разработке и применении комплексного подхода к безопасности людей во всех ее аспектах, при котором каждый функциональный элемент всемирной Организации играет свою собственную необходимую роль в скоординированных совместных усилиях Организации в целом. Такая концепция требует координации не только между штаб–квартирами органов Организации Объединенных Наций, но также и между их представителями на страновом уровне. Как указывалось выше, существуют механизмы для такой координации. Моя цель заключается в развитии того, что уже было достигнуто, с тем чтобы еще больше повысить эффективность усилий Организации во всем их разнообразии.

18. Во–вторых, необходимо облегчить доступ к системе Организации Объединенных Наций для государств–членов, которые хотели бы получить от нее помощь в различных областях деятельности. Особенно такая потребность существует у государств, недавно ставших независимыми, и других государств, находящихся на переходном этапе, которые могут сталкиваться с непредвиденными новыми проблемами и нуждаться в рекомендациях о том, как система в целом могла бы оказать им помощь. Назначение одного официального лица в качестве представителя Организации Объединенных Наций, возглавляющего отделение Организации, которое обеспечивало бы рамки для осуществления всех мероприятий Организации Объединенных Наций в соответствующей стране, является эффективным средством удовлетворения этой потребности без ущерба для установления прямых контактов между правительством и представителями программ, фондов и отделений Организации Объединенных Наций, которые, по мнению этого правительства, наилучшим образом могли бы предоставлять необходимые ему услуги.

19. В–третьих, необходимо на страновом и других уровнях рационализировать работу Организации в целях избежания дублирования деятельности и достижения экономии за счет масштаба. Что касается общих посылок, то эта необходимость признается начиная с 1989 года, когда Генеральная Ассамблея в своей резолюции 44/211 от 22 декабря 1989 года просила все органы, организации и учреждения системы Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с правительствами принимающих стран и без дополнительных расходов для развивающихся стран безотлагательно принять необходимые меры по территориальному объединению своих помещений на страновом уровне. Обеспечение единого присутствия Организации Объединенных Наций на местах в рамках объединенного отделения является еще одним средством повышения эффективности с точки зрения затрат и содействия согласованности общих усилий Организации.

20. В–четвертых, необходимо улучшить имидж системы Организации Объединенных Наций как организации, способной осуществлять гармоничную и скоординированную деятельность по предоставлению своим государствам–членам необходимых им услуг. Несмотря на существующие механизмы координации, степень присутствия Организации Объединенных Наций на страновом уровне часто, как представляется, не удовлетворяет этой цели. Такое мнение необходимо изменить; одним из средств для этого является обеспечение единого присутствия на страновом уровне. В некоторых странах уже был сделан шаг в этом направлении путем обьединения информационных центров Организации Объединенных Наций с другими отделениями Организации, как об этом говорится в моем докладе от 10 марта 1993 года (А/АС.198/1993/7).

21. Хотя ни одно из временных отделений пока еще не существует в течение целого года, у меня есть надежды полагать, что такой подход может быть эффективным средством для удовлетворения вышеупомянутых потребностей. В этой связи по просьбе заинтересованного правительства я принял решение применить данный единый подход в отношении представительства Организации Объединенных Наций в Российской Федерации. С правительством Российской Федерации было заключено необходимое Соглашение с принимающей страной, и ведется работа в целях скорейшего открытия в Москве объединенного отделения. Правительство Эритреи приветствовало мое предложение о том, чтобы на базе помещений Организации Объединенных Наций в Асмэре создать обьединенное отделение, и в настоящее время ведутся переговоры по вопросу о заключении соглашения с принимающей страной. Я намерен создавать другие такие отделения в тех случаях, когда после проведения консультаций с другими заинтересованными органами Организации Объединенных Наций я буду считать, что это имеет определенные преимущества, и когда с этим будет согласно правительство принимающей страны.

22. АКК приветствовал мое решение работать над обеспечением более комплексного присутствия Организации Объединенных Наций на местах. Представители специализированных учреждений пока еще не входят в какое–либо из временных отделений, хотя одно из учреждений указало, что, возможно, оно пожелает иметь своих представителей в объединенном отделении, которое должно быть создано в Асмэре. Однако те из них, которые занимаются оперативной деятельностью в целях развития, уже подпадают под сферу действия системы координаторов–резидентов. По этой причине и руководствуясь изложенными в пунктах 16–20 выше доводами в пользу обеспечения единого присутствия на страновом уровне, я с самого начала выражал надежду на то, что специализированные учреждения пожелают быть представленными в новых отделениях, и дал указание разрабатывать первоначальные меры таким образом, чтобы облегчить их будущее присутствие.

23. Я также рассмотрел вопрос о механизме отбора представителей Организации Объединенных Наций. В этой связи я в максимально возможной степени руководствовался положениями резолюции 47/199, в которой содержится просьба ко мне укрепить систему координаторов–резидентов, в частности путем расширения круга кандидатов из числа квалифицированных специалистов по вопросам развития, которые отвечали бы критериям назначения представителем–резидентом ПРООН/координатором–резидентом, с тем чтобы в него вошли члены Объединенной консультативной группы по вопросам политики, при одновременном повышении уровня транспарентности процесса отбора кандидатур. Безусловно, официальными лицами, на которых будет возложено выполнение функции представителя Организации Объединенных Наций, должны быть такие лица, присутствие которых в качестве представителей их организаций в соответствующей стране в любом случае является необходимым для выполнения различных видов деятельности, санкционированных Организацией Объединенных Наций; иными словами, они не должны представлять собой "дополнительный бюрократический слой". Поэтому при отборе людей на эти посты я намерен в первую очередь использовать кандидатуры этих представителей.


V. ВЫВОД

24. В настоящем докладе описаны предпринимавшиеся мною в течение последних 18 месяцев усилия по обеспечению в отдельных странах единого присутствия Организации Объединенных Наций в поддержку комплексного подхода к предоставлению услуг, которые эти страны хотели бы получить от Организации. Накопленный за этот период опыт позволил разработать для этих стран подход к представительству Организации Объединенных Наций на страновом уровне, благодаря которому достигается эта цель и который был позитивно воспринят заинтересованными правительствами. Как отмечено выше, существующие временные отделения уже добились важных результатов. Они позволили обеспечить хорошо скоординированные ответные меры Организации Объединенных Наций на потребности новых стран–получателей в различных видах помощи от Организации. В этой связи я предлагаю, чтобы Генеральная Ассамблея подтвердила существование семи имеющихся временных отделений, а также отделений, которые создаются в Асмэре и Москве, и я намерен предложить дать этим отделениям новое название — "Объединенное отделение Организации Объединенных Наций". Предложения в отношении финансирования этих отделений после завершения текущего года содержатся в представляемом мною бюджете по программам на двухгодичный период 1994–1995 годов.
25. Я полагаю, что в дальнейшем подход, применяемый в семи странах, где в 1992–1993 годах были созданы временные отделения, следует учитывать для применения в других странах, в которых в будущем могут возникнуть аналогичные потребности. Я намерен продолжать развивать существующие механизмы координации для обеспечения более комплексного присутствия Организации Объединенных Наций на страновом уровне и я буду продолжать регулярно рассматривать этот вопрос.

Официальные отчёты Генеральной Ассамблеи, сорок седьмая сессия,
Дополнение ( 1 (А/47/1), пункт 29

Версия для печати
 
 Актуальные темы 
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...

Другие темы


 
 
 
Представительство ООН в Беларуси
220050 г. Минск, ул. Кирова 17; тел. +375 (17) 327 48 76
факс +375 (17) 226 03 40; e-mail